Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РСФСР ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РСФСР
ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"
Подготовка проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" обусловлена необходимостью совершенствования мер по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, предупреждению их безнадзорности, беспризорности и правонарушений, приведения нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в соответствие с федеральным законодательством.
Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определена система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав отведена в этой системе особая роль.
Основная задача указанных комиссий - защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних практически во всех сферах жизнедеятельности, координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также применение в необходимых случаях мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
В 2005 году только органами внутренних дел в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения и принятия решений были направлены:
54 340 прекращенных дел или материалов об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении несовершеннолетних;
104 242 сообщения по вопросам совершенствования деятельности органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устранения причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
79 671 материал в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей.
Должностными лицами органов внутренних дел на несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей составлен почти миллион протоколов по делам об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Сегодня акцент в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав смещается в сторону усиления правозащитных, профилактических, контролирующих и координирующих функций, защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних.
Расширение правозащитных функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав вытекает из Конвенции ООН о правах ребенка, иных международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, в которых реализуется международно признанный принцип приоритетности государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Вместе с тем следует отметить, что в нормах статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", определяющей основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, недостаточно отражены правозащитные, контрольные и координирующие функции данных комиссий.
В Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" также отсутствуют нормы, определяющие порядок рассмотрения поступивших в комиссии материалов, перечень мер воздействия, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, порядок обжалования принятых комиссиями решений.
С учетом изложенного законопроектом (статья 1) предлагается внести изменения в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", изложив ее в новой редакции.
В целях расширения правозащитных и контрольных функций комиссий и создания механизма их реализации законопроектом предлагается предоставить комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав возможность обращаться в суд с заявлениями об ограничении родителей несовершеннолетних в дееспособности вследствие злоупотребления ими спиртными напитками или наркотическими средствами, об ограничении или лишении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, с иными заявлениями в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также принимать участие в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних.
Кроме того, для приведения статьи 11 в соответствие с подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в указанную статью предлагается включить норму, согласно которой порядок создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В целях защиты прав несовершеннолетних ряд дополнительных обязанностей предлагается возложить на органы управления здравоохранением.
В связи с этим вносится дополнение в статью 18 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Для установления единого подхода к регламентации процессуальной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предлагается дополнить новой главой III.2, определяющей порядок рассмотрения материалов в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В данной главе определяются основания рассмотрения материалов в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, порядок подготовки и проведения заседаний комиссий, дается перечень мер воздействия, которые комиссии могут применять к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, и устанавливается порядок обжалования принятых комиссиями постановлений.
С учетом расширения правозащитных и контрольных функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и для повышения эффективности их деятельности, устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних, соответствующие изменения предлагается также внести в Семейный, Гражданский и Трудовой кодексы Российской Федерации (статьи 2 - 4 законопроекта).
В целях отмены устаревших, вступивших в противоречие с современным законодательством норм законопроектом (статья 5) предлагается признать утратившими силу Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года и ряд положений других законодательных актов РСФСР, а также признать не действующими на территории Российской Федерации некоторые законодательные акты СССР, касающиеся деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РСФСР ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РСФСР
ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" потребует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации.




Вернутся в раздел Законопроекты