Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 12 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" И В СТАТЬИ 332 И 336 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 12 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ
И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
И В СТАТЬИ 332 И 336 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законопроект направлен на снятие возрастных ограничений на занятие должностей ректора, проректора, декана, а также руководителя филиала (института) государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования как противоречащих статьям 19, 37 и п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав граждан независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и от формы собственности организации, в которой они работают или претендуют на работу. Согласно п. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. С учетом того, что указанные должности занимаются демократическим выборным путем, необходимость ограничения права на их занятие по возрасту отсутствует. Введение такого ограничения в 1996 году было вызвано чисто политическими соображениями радикального обновления кадров в сфере высшего профессионального образования и на сегодняшний день утратило свою актуальность.
Первоначально возрастные ограничения касались и лиц, занимающих должности заведующих кафедрами. Однако Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.1999 N 19-П такие ограничения на занятие должностей заведующих кафедрами были признаны не соответствующими статьям 19 и 37 Конституции Российской Федерации. В мотивировочной части указанного Постановления, в частности, отмечалось, что при введении таких ограничений "должно быть обеспечено соблюдение Конституции Российской Федерации, в том числе конституционного принципа равенства, исключающего необоснованное предъявление разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию функции. В противном случае установление предельного возраста, достижение которого является основанием для освобождения от должности независимо от согласия работника, означало бы дискриминацию по возрастному признаку".
Таким образом, лица, занимающие или претендующие на занятие указанных должностей, в соответствии с Конституцией Российской Федерации должны иметь равные права вне зависимости от формы собственности образовательного учреждения (организации).
Следует также отметить, что установление в дополнение к демократическому механизму замещения указанных должностей возрастного критерия является необоснованным вторжением государства в договорные отношения в сфере труда, которое влечет неправомерное ограничение свободы трудового договора и автономии государственных и муниципальных высших учебных заведений в решении кадровых вопросов.
Кроме того, необходимо обратить внимание на имеющееся в настоящее время противоречие в федеральном законодательстве. Статья 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливает возрастные ограничения для занятия должностей ректора, проректора, декана, руководителя филиала (института) государственных и муниципальных вузов, в то время как ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации - только для занятия указанных должностей в федеральных государственных вузах. И, соответственно, статья 336 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве основания увольнения достижение предельного возраста лицами, занимающими указанные должности в федеральных государственных вузах.
Снимая возрастные ограничения на занятие руководящих должностей в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, законопроект предполагает, что уставом образовательного учреждения может быть предусмотрено ограничение числа сроков, которое подряд одно и то же лицо может занимать должность ректора. Введение такой нормы даст возможность вузу, разрабатывающему и принимающему устав, и учредителю, утверждающему устав, выстраивать механизм обновления руководящих кадров данного вуза.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 12 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ
И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
И В СТАТЬИ 332 И 336 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статьи 332 и 336 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет расходов из федерального бюджета и изменения финансовых обязательств государства.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 12 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
И В СТАТЬИ 332 И 336 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статьи 332 и 336 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.




Вернутся в раздел Законопроекты