Законопроекты

РЕШЕНИЕ Комитета по вопросам местного самоуправления от 22.11.2005 n 51/3"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 202538-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2005 г. N 51/3
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 202538-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(об особенностях организации местного самоуправления
в городах, являющихся административными центрами
субъектов Российской Федерации)
Рассмотрев проект Федерального закона N 202538-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об особенностях организации местного самоуправления в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации), внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления решил:
1. Рекомендовать Государственной Думе отклонить проект Федерального закона N 202538-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Утвердить заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления на указанный законопроект.
3. Определить содокладчиком по указанному законопроекту Председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Мокрого Владимира Семеновича.
4. Направить настоящее решение, заключение, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения указанного законопроекта в проект порядка работы Государственной Думы на 16 декабря 2005 года для рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета
В.С.МОКРЫЙ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 202538-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(об особенностях организации местного самоуправления
в городах, являющихся административными центрами
субъектов Российской Федерации)
Проектом Федерального закона N 202538-4 предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающих возможность осуществления местного самоуправления в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, на внутригородских территориях. Законопроект также устанавливает возможность одновременного осуществления главой муниципального образования полномочий председателя представительного органа и главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в сельских поселениях с высокой плотностью населения при численности населения менее 5000 человек.
Мотивы внесения указанного законопроекта и причины, по которым его необходимо принять, авторами законопроекта не представлены.
Действующей редакцией Федерального закона осуществление местного самоуправления на внутригородских территориях предусмотрено для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения вытекают из их конституционно-правового статуса, установленного частью 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, - указанные города являются субъектами Российской Федерации. Соответственно, в городах федерального значения на городском уровне осуществляется государственная власть, а на внутригородских территориях - местное самоуправление. Города, являющиеся административными центрами субъектов Российской Федерации, подобным статусом не обладают, местное самоуправление в них может осуществляться на городском уровне, поэтому применение к ним правового регулирования, установленного для городов федерального значения, необоснованно.
Законопроект предусматривает, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законом субъекта Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Однако наилучшим способом сохранения единства городского хозяйства является наделение статусом муниципального образования всего города, а не его отдельных частей. Кроме того, если в городах федерального значения возложение ответственности за сохранение единства городского хозяйства на субъекты Российской Федерации правомерно, так как указанные субъекты Российской Федерации являются городами, то возложение ответственности за сохранение единства городского хозяйства административных центров субъектов Российской Федерации на все остальные субъекты Российской Федерации не имеет под собой оснований.
По мнению Комитета, выделение административных центров субъектов Российской Федерации в ряду других городов и установление для них отличного правового регулирования не подкреплены ни юридическими, ни финансовыми, ни организационными основаниями. Многие административные центры субъектов Российской Федерации не превосходят иные города ни по численности населения, ни по уровню социально-экономического развития.
Законопроектом вводится новый вид муниципальных образований - внутригородская территория города, являющегося административным центром субъекта Российской Федерации. При этом указанное нововведение противоречит пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона, в соответствии с которым территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями, а также концепции Федерального закона, предусматривающей формирование двух уровней местного самоуправления и закрепление за каждым типом муниципального образования (поселением, муниципальным районом, городским округом) собственного перечня вопросов местного значения.
Предлагаемое законопроектом внесение изменений в часть 3 статьи 36 Федерального закона, предусматривающее возможность одновременного осуществления главой муниципального образования полномочий председателя представительного органа и главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в сельских поселениях с высокой плотностью населения при численности населения менее 5000 человек, невозможно, так как Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" часть 3 статьи 36 Федерального закона была изложена в новой редакции, предусматривающей установление данной возможности для всех сельских поселений.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает невозможным поддержать данную законодательную инициативу и рекомендует Государственной Думе отклонить проект Федерального закона N 202538-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Председатель Комитета
В.С.МОКРЫЙ




Вернутся в раздел Законопроекты