Законопроекты

РЕШЕНИЕ Комитета по труду и социальной политике от 24.11.2005 n 3.2-68/3"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 227090-4 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2005 г. N 3.2-68/3
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 227090-4 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Рассмотрев проект Федерального закона N 227090-4 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике решил:
1. Рекомендовать Государственной Думе принять проект Федерального закона N 227090-4 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" в первом чтении.
2. Утвердить заключение на указанный законопроект.
3. Назначить содокладчиком по указанному законопроекту депутата Государственной Думы Оськину Веру Егоровну.
4. Направить настоящее решение, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения указанного проекта Федерального закона в порядок работы Государственной Думы для рассмотрения в первом чтении.
Председатель
А.К.ИСАЕВ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 227090-4 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект Федерального закона N 227090-4 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и отмечает следующее.
Данный проект Федерального закона устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации. Законопроект разработан на основе Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 511.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" имеет дату 20.11.1999, а не 20.10.1999. Необходимо отметить, что данный законопроект должен был быть представлен в Государственную Думу еще год назад, т.к. срок действия предыдущего Федерального закона от 20.10.1999 N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" истек 31 декабря 2004 года. В течение 2005 года образовался правовой вакуум и отсутствовала законодательная основа для расчета величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации. Последний раз величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации рассчитывалась Правительством Российской Федерации за IV квартал 2004 г. Комитет отмечает, что и этот Федеральный закон N 201-ФЗ Государственная Дума несколько раз продлевала и Правительству Российской Федерации рекомендовали ускорить разработку новой потребительской корзины, в которой был бы увеличен объем потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, при этом в Законе всегда устанавливался срок, до которого Правительство Российской Федерации должно внести новую потребительскую корзину, и каждый раз Правительство данное положение не исполняло. Согласно Федеральному закону "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения страны при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых государственных социальных гарантий и при осуществлении других мер социальной поддержки населения.
В подготовленном Правительством Российской Федерации проекте Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" в целях повышения качества питания предлагается повысить пищевую и биологическую ценность потребительской корзины за счет увеличения по сравнению с ранее действовавшими нормами объемов потребления мяса, рыбы, молока, фруктов и ягод, а также за счет снижения потребления по хлебным продуктам (хлеб, макаронные изделия, крупа) и картофелю. Вместе с тем перечень потребляемых населением непродовольственных товаров (одежды, обуви, постельного белья, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметов первой необходимости и санитарии), а также сроки их износа никак не изменились. В разделе "Услуги" дополнительной строкой включены услуги культуры (5% от общей величины расходов на услуги в месяц), но при этом строка "Другие виды услуг" снизилась с 15% до 10%. В связи с этим общий объем потребления услуг не изменился. То, что никак не пересмотрены нормы потребления жилищно-коммунальных, бытовых и транспортных услуг, говорит об оторванности предлагаемой корзины от жизненных нужд россиян. И это при существенном увеличении за последние годы стоимости услуг ЖКХ и тарифов на транспорт. Необоснованно не предусмотрены транспортные услуги для пенсионеров, т.к. они естественно осуществляют поездки в поликлинику, к родственникам.
В материалах по законопроекту дана сравнительная стоимостная оценка предлагаемой потребительской корзины и ранее действующей (в потребительских ценах I квартала 2005 года). Из расчетов видно, что предлагаемая потребительская корзина больше на 84 руб., или на 3,3%, в расчете на душу населения, в том числе для трудоспособного населения - на 72 руб., или на 2,7%; для пенсионеров - на 100 руб., или на 4,8%; для детей - на 117 руб., или на 4,4%.
Таким образом, мы видим, что существенных корректировок по сравнению с ранее действующей потребительской корзиной не произошло. В связи с этим Комитет считает необходимым сформировать рабочую группу по доработке законопроекта ко второму чтению с приглашением представителей Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей.
Также необходимо отметить, что в Федеральном законе N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", действовавшем до 31 декабря 2004 года, было законодательно установлено, что потребительская корзина должна была определяться не реже одного раза в пять лет. В предлагаемом законопроекте не установлен срок действия потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации. Правительство Российской Федерации при этом делает ссылку на то, что в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" эта норма существует. По мнению Комитета, не будет лишним в специальном законе о потребительской корзине закрепить норму о сроках пересмотра состава и объемов потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, т.к. есть некоторая опасность, что предлагаемая потребительская корзина может быть "заморожена", что никак не будет способствовать дальнейшему улучшению качества жизни граждан страны.
Вступление в силу законопроекта предусматривается со дня официального опубликования и действие его будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года в связи с истечением срока действия (31 декабря 2004 г.) предыдущего Федерального закона.
Принятие рассматриваемого проекта Федерального закона автоматически не изменяет потребительские корзины в регионах. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
На законопроект поступили отзывы из 10 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 6 - поддерживают, 3 - замечаний не имеют, 1 - с замечаниями. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 18 отзывов: 15 - поддерживают, 2 - замечаний не имеют, 1 - с замечаниями.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового характера по законопроекту не отметило.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает данный проект Федерального закона.
С учетом того, что в течение всего 2005 года отсутствует законодательная основа для расчета прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а также с условием доработки предлагаемого законопроекта ко второму чтению Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять проект Федерального закона N 227090-4 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель
А.К.ИСАЕВ




Вернутся в раздел Законопроекты