Законопроекты

РЕШЕНИЕ Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 06.12.2005 n 62(3)"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 125168-4 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ, УГОЛОВНОМУ,
АРБИТРАЖНОМУ И ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2005 г. N 62(3)
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 125168-4 "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(в части уточнения альтернативной подследственности
следователей прокуратуры, органов внутренних дел
и органов федеральной службы безопасности)
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, рассмотрев вопрос о проекте Федерального закона N 125168-4 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенном Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, решил:
1. Утвердить заключение к указанному законопроекту.
2. Рекомендовать Государственной Думе указанный законопроект отклонить.
3. Рекомендовать Государственной Думе назначить содокладчиком по данному вопросу заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.
4. Направить соответствующие документы в Совет Государственной Думы.
Председатель Комитета
П.В.КРАШЕНИННИКОВ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 125168-4 "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект Федерального закона N 125168-4 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив альтернативную подследственность в отношении предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 126 ("Похищение человека"), 127 ("Незаконное лишение свободы") и 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, авторы законопроекта считают необходимым дополнить перечень преступлений, установленных частью второй статьи 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за совершение которых подозреваемому предъявляется обвинение в течение 30 суток, если в отношении его избрана какая-либо мера пресечения, преступлениями, предусмотренным статьями 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), 282.1 ("Организация экстремистского сообщества") и 282.2 ("Организация деятельности экстремистской организации") Уголовного кодекса Российской Федерации.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ, а не части первой. По существу указанных поправок представляется необходимым отметить следующее. В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации преступления, предусмотренные статьями 126, 127 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесены к подследственности следователей прокуратуры. По мнению авторов законопроекта, такая подследственность существенно затрудняет осуществление оперативно-розыскных мероприятий, поскольку противодействие экстремистской деятельности возложено на органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Однако в части пятой 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в этой части статьи, производится органом, выявившим эти преступления. В связи с этим в случае принятия предложения авторов законопроекта предварительное следствие по уголовных делам о преступлениях, предусмотренных статьями 126, 127 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, будет осуществляться не только следователями прокуратуры и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, но и следователями органов внутренних дел Российской Федерации, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. А это, по мнению Комитета, во-первых, не соответствует возложенным на указанные органы задачам, во-вторых, нарушит разумный баланс процессуальных полномочий следователей различной ведомственной принадлежности.
Кроме того, необходимо отметить также и тот факт, что законопроектом не учитывается положение части третьей статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 127 Уголовного кодекса Российской Федерации, производится не предварительное следствие, а дознание.
Не может быть поддержано также и предложение авторов законопроекта внести изменение в часть вторую статьи 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о расширении перечня указанных в этой части статьи преступлений. Названная норма содержит перечень преступлений террористического характера, отличающихся высокой степенью общественной опасности и относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений. Между тем деяния, предусмотренные статьями 282, 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не относятся к преступлениям террористического характера и являются в основном преступлениями небольшой или средней тяжести, за исключением преступления, установленного частью третьей статьи 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое относится к числу тяжких.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект Федерального закона N 125168-4 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" отклонить.
Председатель Комитета
П.В.КРАШЕНИННИКОВ




Вернутся в раздел Законопроекты