Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 44 И 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 44 И 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Проект Федерального закона подготовлен в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 26 мая 2004 г. N АЖ-А13-3328, от 30 сентября 2004 г. N АЖ-П13-5371, от 6 декабря 2004 г. N АЖ-П13-6487 и решением заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 23 мая 2005 г. N 17).
Целью разработки законопроекта является создание правовых оснований для обеспечения государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок путем приведения в соответствие отдельных положений главы 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" с нормами Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Коллизии, содержащиеся в тексте указанных Федеральных законов, не позволяют должным образом реализовать положения Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", который в настоящее время является правовой основой для организации регулирования внешнеторговой деятельности в части разработки порядка контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае если бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных или иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Центральным банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 2 статьи 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусматриваются обязанности для российских лиц, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для осуществления текущих валютных операций, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости товаров, а также получение денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают их использование.
В части 3 статьи 45 указанного Федерального закона регулирующей особенностью осуществления внешнеторговых бартерных сделок определено, что превышение сроков, предусмотренных в части 2 данной статьи, допускается только при условии получения разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" отсутствует правовой термин "текущие валютные операции", а также не регламентируются сроки, необходимые для ввоза товаров и получения платежей при проведении таких операций.
Кроме того, как следует из содержания части 3 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
Представленный законопроект предусматривает исключение терминов, которые не используются в валютном законодательстве, в частности, термина "текущие валютные операции", а также конкретизируется сроки исполнения встречных обязательств по внешнеторговым бартерным сделкам в соответствии с валютным законодательством. Подготовленный законопроект, исходя из требований Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливает разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в области учета и контроля внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих осуществление валютных операций.
После вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статьи 44 и 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Правительством Российской Федерации будет установлен порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета в части, предусматривающей обмен товарами, услугами, работами и интеллектуальной собственностью.
Вопросы контроля за внешнеторговыми бартерными сделками при осуществлении валютных операций и их учета, а также оформления паспортов сделок при осуществлении валютных операций регулируются Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
В связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 44 и 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" подлежат признанию утратившими силу Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок".
Принятие Федерального закона не повлечет отрицательных социально-экономических и иных последствий, а также не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и не затрагивает вопросов налогообложения и изменения финансовых обязательств государства.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 44 И 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Реализация настоящего Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 44 И 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
1. После вступления в силу настоящего Федерального закона подлежат признанию утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4141).
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 46, ст. 5250).
2. Реализация настоящего Федерального закона потребует принятия Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета".




Вернутся в раздел Законопроекты