ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2005 г. N Пр-2059
Направляю заключение на проект Федерального закона N 213639-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", принятый Государственной Думой в первом чтении 9 ноября 2005 г.
В.ПУТИН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 213639-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗМЕЩЕНИИ
ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ,
ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Проект Федерального закона N 213639-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) направлен на устранение противоречий и несоответствий, существующих в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Эта задача решается законопроектом не в полной мере, поскольку в некоторых федеральных законах сохраняются положения, не соответствующие Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон). К их числу относятся:
нормы статьи 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и статьи 9 Федерального закона "О государственном материальном резерве", допускающие передачу функций государственного заказчика различным организациям на основании договора;
нормы статьи 63 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьи 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", статьи 13 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", предусматривающие размещение заказов для государственных и муниципальных нужд исключительно на конкурсной основе;
нормы статьи 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", статьи 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и статьи 16 Федерального закона "О государственном материальном резерве", касающиеся ответственности сторон государственного контракта, и другие.
1 января 2006 г. утрачивает силу Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". В связи с этим следует исключить упоминание этого Федерального закона и определенных им понятий из статей 13 и 14 Федерального закона "О лотереях", статьи 19 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Законопроектом предлагается дополнить статью 9.1 Патентного закона Российской Федерации (статья 2 законопроекта) нормами, регулирующими право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по муниципальному контракту, таким же образом, как на созданные при выполнении работ по государственному контракту. В целях обеспечения единообразия правового регулирования аналогичные нормы следует включить в статью 7 Закона Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и статью 12 Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Предлагаемая законопроектом новая редакция статьи 14 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства" (статья 8 законопроекта) по существу дублирует положения Федерального закона. В связи с этим представляется целесообразным названную статью признать утратившей силу.
Законопроектом создается правовая неопределенность в вопросе о возможности изменения заключенного государственного или муниципального контракта.
Законопроектом предусматривается установление административной ответственности за внесение изменений в заключенный контракт, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 14 законопроекта), однако Федеральный закон не содержит таких случаев.
Вместе с тем Федеральный закон не устанавливает прямого запрета на изменение контракта, и к тому же возможность изменения заключенного контракта по любому основанию предоставляется в соответствии с нормами статьи 6 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и статьи 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", которые сохраняются законопроектом в действующей редакции.
При таких обстоятельствах установление административной ответственности за внесение изменений в заключенный контракт может привести в правоприменительной практике к произвольному толкованию указанных норм и, как следствие, к привлечению к административной ответственности за любое изменение контракта (даже осуществленное в соответствии с законом), что недопустимо.
Отдельные изменения, предлагаемые законопроектом, не в полной мере согласуются с положениями федеральных законов.
Так, статьей 9 законопроекта, которой вносятся изменения в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", при дополнении статьи 5 этого Федерального закона, определяющей основные функции государственного заказчика, не учитывается, что в соответствии с Федеральным законом государственный оборонный заказ может быть размещен не только на конкурсной основе, но и иными способами.
Положения статьи 12 законопроекта, касающиеся перечня нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, не соответствуют нормам статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом сохраняется возможность устанавливать порядок размещения муниципального заказа уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 16 законопроекта), однако это не согласуется с нормами статьи 2 Федерального закона, в соответствии с которой данный вопрос регулируется федеральными законами.
Дополнения, вносимые в статью 18 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (статья 13 законопроекта), не относятся к предмету регулирования законопроекта, а необходимость такого изменения в пояснительной записке ничем не обоснована.
Подлежит существенной доработке статья 14 законопроекта, касающаяся внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В частности, представляется целесообразным предусмотреть в статье 14 законопроекта норму, касающуюся административной ответственности должностных лиц за неоднократное нарушение заказчиком сроков оплаты товаров, работ и услуг, предоставленных в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.
В предлагаемых законопроектом новых статьях 15.28 - 15.32 Кодекса следует четко определить круг лиц, подлежащих ответственности за нарушения, предусмотренные этими статьями.
Нуждается в дополнительном обосновании установление административной ответственности за нарушение порядка размещения заказа в отношении граждан.
Кроме того, новые статьи Кодекса изложены некорректно, вследствие чего за совершение одного правонарушения виновных лиц можно будет привлекать к ответственности по двум статьям.
Так, статьей 15.28 Кодекса устанавливается ответственность за нарушение правил размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, а статьей 15.29 - за нарушение порядка размещения заказа. Ни законопроект, ни Федеральный закон не определяют, что понимается под правилами размещения заказа, что - под порядком его размещения, а также какие различия существуют между этими понятиями. В связи с этим на практике в каждом конкретном случае будет возникать вопрос, какую именно норму следует применять.
Отдельные положения статьи 14 законопроекта не в полной мере учитывают нормы Федерального закона. Например, не принято во внимание то обстоятельство, что Федеральный закон в ряде установленных им случаев допускает размещение заказа без проведения торгов независимо от стоимости заказа. Вследствие этого и правомерные действия законопроектом трактуются как правонарушение.
Нормы статьи 14 законопроекта, закрепляющие за антимонопольным органом полномочия по составлению протоколов и расследованию дел об административных правонарушениях в сфере размещения заказов, также не учитывают, что Федеральный закон не предполагает наделения антимонопольных органов контрольными полномочиями в сфере размещения заказов, возлагая полномочие определять контролирующий федеральный орган исполнительной власти на Правительство Российской Федерации.
Поскольку ни теория, ни практика не выделяют такой отрасли законодательства, как законодательство о заключении и изменении государственного и муниципального контракта, следует исключить из законопроекта упоминание этого понятия.
Законопроект имеет многочисленные юридико-технические, редакционные недостатки и нуждается в существенной доработке с учетом изложенных замечаний и предложений.
Законопроекты
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПИСЬМО Президента РФ от 10.12.2005 n Пр-2059<ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 213639-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД">
Вернутся в раздел Законопроекты