ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2006 года Дело N Ф04-9272/2005(18260-А45-37)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела сторон, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска на решение от 19.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20387/04-СА12/960 по заявлению Муниципального учреждения "Центр социальных услуг" Администрации Калининского района г. Новосибирска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Центр социальных услуг" Администрации Калининского района (далее - МУ "Центр социальных услуг", Учреждение) г. Новосибирска обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району (далее - налоговый орган) о признании недействительным постановления N 29 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации) в общей сумме 1225622,63 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что Учреждение не является коммерческой организацией, в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель в пункте 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, его деятельность не является предпринимательской, а средства, поступающие в оплату за услуги, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами, подлежащими налогообложению по налогам на прибыль, добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог.
Решением от 19.05.2005 Арбитражного суда Новосибирской области требования удовлетворены в полном объеме.
Признано недействительным постановление налогового органа от 12.10.2004 N 29 в части взыскания 63181,80 руб. налога на прибыль в части областного бюджета, 2626,23 руб. пени по налогу на прибыль в части городского бюджета, 436806 руб. налога на добавленную стоимость и 293512 руб. пени по налогу на добавленную стоимость, 429440 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом вынесено постановление от 12.10.2004 N 29 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - МУ "Центр социальных услуг" в пределах сумм, указанных в требовании N 8785 от 02.08.2004 на сумму 2331004,57 руб., в том числе 1215232,54 руб. задолженности по налогам и пени за несвоевременную уплату налогов в размере 1115772,03 руб.
Несогласие с указанными действиями налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд. В судебном заседании требования заявителем были уточнены.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая постановление налогового органа недействительным, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что МУ "Центр социальных услуг" не является коммерческой организацией, его деятельность не является предпринимательской, а средства, поступающие в оплату за услуги, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами, подлежащими налогообложению по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на пользователей автомобильных дорог.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Понятие коммерческой и некоммерческой организаций определено Гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Формы некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в частности предусмотрены общественные и религиозные организации, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Согласно статье 24 указанного Закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что МУ "Центр социальных услуг" является некоммерческой организацией, финансируемой из муниципального бюджета Администрации Калининского района г. Новосибирска. Уставной деятельностью является более полное удовлетворение общественных потребностей населения в социальных услугах, для чего центр занимается организацией отдыха и оздоровления детей и взрослых, осуществляет организацию и проведение спортивно-массовых и других зрелищных мероприятий в виде выставок, ярмарок, спортивных лотерей и т.п. Доходы от деятельности Учреждения направляются по согласованию с Администрацией Калининского района г. Новосибирска на содержание и развитие детского санаторно-оздоровительного лагеря "Тимуровец", базы отдыха "Обская волна", спортивно-концертного комплекса "Север".
В силу пункта 2 статьи 42, пункта 3 статьи 161, пункта 1 статьи 232, пункта 2 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, полученные бюджетными организациями от оказания платных услуг, являются бюджетными и учитываются в доходах и расходах учреждения.
В соответствии со статьями 143, 246 бюджетного законодательства установлено, что для бюджетных учреждений платные формы деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения, такие бюджетные учреждения не являются плательщиками налогов на прибыль и добавленную стоимость.
В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" плательщиками налога являются предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Налоговый орган в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих использование налогоплательщиком целевого финансирования в целях извлечения прибыли от занятий какой-либо коммерческой деятельностью.
Кроме этого, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20/05-31/7, А45-708/04-СА36/38 установлено, что финансирование МУ "Центр социальных услуг" полностью осуществляется из средств местного бюджета.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда о том, что МУ "Центр социальных услуг" как бюджетная некоммерческая организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог.
Следовательно, налоговый орган не вправе был начислять Учреждению недоимку по перечисленным налогам, пени за несвоевременную их уплату, а также дополнительные платежи по налогу на прибыль.
Так как Учреждение не является плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для принятия в этой части постановления от 12.04.2004 N 29 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации) в общей сумме 1225622,63 руб.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права кассационной инстанцией отклоняются как основанные на ошибочном их толковании.
Учитывая изложенное, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20387/04-СА12/960 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 11.01.2006 N Ф04-9272/2005(18260-А45-37) Муниципальное учреждение не является плательщиком налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку оно представляет собой некоммерческую организацию и его деятельность нельзя признать предпринимательской, а средства, получаемые от оказания платных услуг, носят целевой характер и направляются на социальные цели.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь