ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2006 года Дело N Ф04-9340/2005(18320-А03-36)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение от 14.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1898/05-24 по иску открытого акционерного общества "Алтайэнерго" к казне Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, при участии третьих лиц - администрации Алтайского края, администрации Михайловского района, Комитета по социальной защите администрации Михайловского района, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Алтайэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к казне Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании 12500 рублей убытков в виде недополученных доходов за поставленную электроэнергию в период с октября 2002 года по декабрь 2003 года, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по оплате электроэнергии на основании Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
До принятия решения по делу истец увеличил размер требований до 549489 рублей 13 копеек и просил взыскать данную сумму с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны Алтайского края. Изменение размера иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято к рассмотрению судом.
Решением от 14.06.2005 Арбитражного суда Алтайского края требования удовлетворены: с казны Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу ОАО "Алтайэнерго" взыскано 549489 рублей 13 копеек долга. Судебный акт мотивирован доказанностью факта неполного гашения расходов истца.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2005 решение оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить решение и постановление, в иске отказать. Полагает, что казной Алтайского края обязательства по финансированию льгот исполнены в полном объеме, поскольку деньги в объеме утвержденных дотаций были перечислены бюджету Михайловского района.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайэнерго" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель истца поддержал свои доводы.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит решение от 14.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1898/05-24 законными, обоснованными, соответствующими нормам материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что ОАО "Алтайэнерго" оказывало услуги по энергоснабжению льготных категорий потребителей в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в период с октября 2002 по декабрь 2003 годов.
В результате предоставления услуг по льготной цене истцом понесены расходы с учетом частичного их гашения в сумме 549489 рублей 13 копеек.
Федеральный закон "О ветеранах" (с последующими изменениями) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В этих целях согласно статьям 14, 15, 21, 22, 23 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам предоставлялись льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (в том числе электрической энергии) в пределах нормативов потребления указанных услуг.
Подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 10 названного Закона установлено, что расходы на оплату коммунальных услуг, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 данной статьи порядок возмещения указанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.96 в случае предъявления требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Отсутствие установленного порядка возмещения расходов, понесенных в результате исполнения обязанностей, возложенных Федеральным законом, не может служить основанием для отказа в возмещении данных расходов на основании того, что уполномоченный государственный орган не выполнил обязанности по урегулированию данного вопроса и не предусмотрел порядок возмещения расходов организациям, предоставившим эти льготы.
Данная позиция поддержана в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, в котором сказано, что сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательстве об урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не должен являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой и апелляционной инстанции, взыскивая задолженность, в полной мере исследовал вопрос фактических затрат истца по оказанию услуг, дал ему надлежащую правовую оценку.
Возлагая ответственность за причиненные истцу убытки на казну субъекта Российской Федерации в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, арбитражный суд правомерно руководствовался нормами Федерального закона "О ветеранах".
При описанных выше обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии его вины в причинении убытков являются несостоятельными.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение от 14.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1898/05-24 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку оснований для изменения или отмены обжалованных судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1898/05-24 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 12.01.2006 N Ф04-9340/2005(18320-А03-36) Поскольку расходы энергоснабжающей организации, связанные с предоставлением ветеранам льгот по оплате электроэнергии, не были компенсированы в полном объеме за счет средств регионального бюджета, иск о взыскании этих убытков с субъекта РФ удовлетворен правомерно, при этом суд учел, что отсутствие порядка возмещения указанных расходов не является основанием для отказа в иске.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь