Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 23.01.2006 N Ф04-9180/2005(18105-А27-33) Иск налогового органа о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по транспортному налогу удовлетворен правомерно, так как факт несвоевременного представления налогоплательщиком указанной декларации подтвержден материалами дела.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2006 года Дело N Ф04-9180/2005(18105-А27-33)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления судебного департамента в Кемеровской области, г. Кемерово, на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2005 по делу N А27-12576/05-6 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка к Управлению судебного департамента в Кемеровской области о взыскании штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению судебного департамента в Кемеровской области (далее - Управление судебного департамента) о взыскании штрафных санкций в размере 100 руб., назначенных на основании решения от 11.01.2005 N 1366 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же арбитражного суда от 19.10.2005 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление судебного департамента не согласно с вынесенными по делу судебными актами. Указывает, что налоговая декларация по итогам отчетного периода, о которой идет речь в статье 3 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-ОЗ "О транспортном налоге", по существу является расчетом авансовых платежей. Полагает, что, поскольку пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый с орган по месту учета, ответственность за непредставление в установленный срок расчета авансовых платежей наступить не может, несмотря на то, что расчет в Законе Кемеровской области назван налоговой декларацией.
Просит решение от 08.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований налоговой инспекции.
Отзыв на кассационную жалобу до начала слушания дела налоговая инспекция не представила.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной Управлением судебного департамента налоговой декларации по транспортному налогу за 9 месяцев 2004 года был установлен факт несвоевременного представления декларации, в результате чего 11.01.2005 принято решение N 1366 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 100 руб.
Налоговая инспекция 14.01.2005 направила в адрес Управления судебного департамента требование N 3191 об уплате налоговой санкции в срок до 24.01.2005.
Неисполнение в добровольном порядке налогоплательщиком указанного требования послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения вынесенные по делу судебные акты, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "статьи 24" имеется в виду "статьи 24".
------------------------------------------------------------------
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 24 и пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Порядок уплаты транспортного налога в Кемеровской области установлен статьей 3 Закона Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-ОЗ "О транспортном налоге", согласно которой для налогоплательщиков, являющихся организациями, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, которыми признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего календарного года.
По итогам отчетных периодов не позднее чем по истечении месяца после окончания отчетного периода организации представляют в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств налоговые декларации по транспортному налогу и уплачивают авансовые платежи по данному налогу.
Таким образом, законодательством субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий установлен порядок уплаты транспортного налога и сроки представления налоговых деклараций: срок представления налоговой декларации по транспортному налогу за девять месяцев 2004 года - не позднее 01.11.2004.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в нарушение вышеназванных норм налоговая декларация по транспортному налогу за 9 месяцев 2004 г. Управлением судебного департамента представлена в налоговую инспекцию - 27.12.2004.
Необоснованными являются доводы Управления судебного департамента о том, что налоговая декларация, представляемая по итогам отчетных периодов, не соответствует требованиям статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Поскольку Закон Кемеровской области N 95-ОЗ был принят после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие вопросы представления декларации и ответственности за непредставление ее в установленный законодательством о налогах и сборах срок, то нет оснований для признания того, что документ, прямо названный законодателем налоговой декларацией, представляет из себя не декларацию, а документ отчетности.
Поскольку Управление судебного департамента не представило в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию по транспортному налогу за отчетный период, то налоговая инспекция правомерно привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.
Однако, хотя Закон Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-ОЗ "О транспортном налоге" указывает, что по итогам отчетных периодов организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, по своей правовой природе данные платежи представляют не что иное, как равномерное распределение всей суммы налога, подлежащей уплате, по отчетным периодам и призванное обеспечить равномерное поступление денежных средств в бюджет. Размер данных платежей определяется не расчетным путем, как это предусмотрено, например, пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении авансовых платежей по единому социальному налогу, а устанавливается исходя из твердой налоговой базы.
Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Учитывая изложенное, суммы налога, подлежащие уплате в бюджет на основании деклараций, представляемых по итогам отчетных периодов, не являются предположительными, а исчисляются в твердой сумме и при сохраняющейся налоговой базе не подлежат корректировке, как это предусмотрено нормами статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации относительно единого социального налога.
Доводы кассационной жалобы полностью воспроизводят изложенное в апелляционной жалобе и направлены на переоценку доказательств, которые судом апелляционной инстанции исследовались и были надлежащим образом оценены.
Оснований для переоценки данного вывода суда у кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2005 по делу N А27-12576/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь