ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2006 года Дело N Ф04-10074/2005(19223-А70-23)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Ленинского административного округа г. Тюмени на решение от 29.08.2005 Арбитражного суда Тюменской области и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2005 по делу N А70-6745/25-05 по заявлению прокуратуры Ленинского административного округа г. Тюмени к предпринимателю Стариковой Елене Алексеевне о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ленинского административного округа г. Тюмени обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении предпринимателя Стариковой Е.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 29.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2005, в удовлетворении требований прокуратуры Ленинского административного округа г. Тюмени отказано.
В кассационной жалобе прокуратура Ленинского АО г. Тюмени просит отменить судебные акты и принять новое решение на том основании, что арбитражный суд сделал ошибочный вывод о нарушении порядка возбуждения дела об административном правонарушении.
Прокуратура Ленинского АО г. Тюмени полагает, что оказываемые предпринимателем Стариковой Е.А. косметические услуги относятся к косметологии терапевтической и являются медицинскими услугами.
По мнению заявителя, оказание этих услуг без специального разрешения (лицензии) является нарушением статьи 17 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Поэтому прокуратура Ленинского АО г. Тюмени считает, что арбитражный суд неправомерно отказал в привлечении предпринимателя Стариковой Е.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Старикова Е.А., соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Арефьева Е.С. - представитель прокуратуры Ленинского административного округа г. Тюмени - поддержала доводы кассационной жалобы, Е.С.Вершинина - представитель предпринимателя Стариковой Е.А. - доводы отзыва на эту жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Ленинского АО г. Тюмени в соответствии с заданием прокуратуры Тюменской области N 7-41-05 от 02.06.2005 в период с 06.06.2005 по 29.06.2005 проведена проверка соблюдения медицинскими учреждениями, иными организациями требований Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В ходе проверки прокуратурой Ленинского АО г. Тюмени установлено, что предприниматель Старикова Е.А. арендует рабочее место косметолога в Центре красоты "Нина", который расположен в г. Тюмени по ул. Рижской, 64/2.
В соответствии с утвержденным прейскурантом цен Центр красоты "Нина" оказывает платно косметологические услуги (гигиеническая чистка лица, аппаратная чистка лица, разные виды масок, дарсенволизация, косметический массаж, вакуумный массаж, пластический массаж и другие).
По результатам проверки прокуратурой Ленинского АО г. Тюмени принято постановление от 05.07.2005 о возбуждении в отношении предпринимателя Стариковой Е.А. дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для принятия указанного постановления послужил вывод прокуратуры Ленинского АО г. Тюмени о нарушении предпринимателем Стариковой Е.А. требований статьи 17 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 499 от 04.07.2002, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 238 от 26.07.2002 "Об организации медицинской деятельности", приказа Минздрава СССР от 28.12.1982 N 1290 "О мерах по улучшению косметологической помощи населению", которое выразилось в отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 499 от 04.07.2002, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.
Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, утверждена Приказом Минздрава Российской Федерации от 26.07.2002 N 238, в которую включены работы и услуги по косметологии (терапевтическая, хирургическая).
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что в объяснениях от 05.07.2005 предпринимателя Стариковой Е.А. и владельца Центра красоты "Нина" Брусковой Н.В. от 20.06.2005 указано, что предприниматель Старикова Е.А. оказывает косметические услуги, в том числе гигиеническая чистка лица, гигиенические маски по типу кожи, гигиенический массаж лица, косметологические услуги в салоне не оказываются.
Согласно справке некоммерческого партнерства "Тюменский центр сертификации" N 04/214 от 30.06.2005 услуги парикмахерских определены по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК002-93 (ОКУН). Услуги по кодам 019324 - гигиеническая чистка лица, 019325 - питательная маска для лица и шеи, 019326 - массаж лица и шеи, 019327 - комплексный уход за кожей (чистка, массаж, маска, макияж) относятся к услугам парикмахерских.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, выделяется деятельность в сфере здравоохранения (код ОКВЭД 85.1), услуги парикмахерских и салонов красоты (код ОКВЭД 93.02).
В рамках деятельности по предоставлению услуг парикмахерских и салонов красоты (код ОКВЭД 93.02), не относящейся на основании вышеуказанного классификатора к деятельности в сфере здравоохранения, оказываются услуги по косметическому массажу лица, маникюру, педикюру, макияжу и т.п.
Прокуратура Ленинского АО г. Тюмени ссылается на то, что в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, к числу медицинских услуг под кодом 081501 относятся косметические услуги. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 к косметическим услугам, предоставляемым косметологическими поликлиниками, лечебницами и кабинетами, относятся косметические услуги: 9312402 - грим вечерний, 9312405 - маски, 9312406 - массаж головы, шеи, лица, 9312408 - чистка лица, 9312409 - шелушение лица.
В деле отсутствуют какие-либо доказательства, что оказываемые ответчиком услуги являются косметическими услугами по косметологии (терапевтической) и относятся к медицинской деятельности.
На основании части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В нарушение названной правовой нормы постановление от 05.07.2005 о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит дату, время совершения правонарушения, дату его обнаружения, обстоятельств совершенного правонарушения, указания лиц, проводивших проверку, полномочий этих лиц на проведение проверки, указаний лиц, присутствовавших при ее проведении.
Согласно статье 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Данные требования, предусмотренные статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при проведении проверки не были соблюдены.
Согласно пункту 2 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых. В соответствии с пунктом 2 статьи 26.6 Кодекса о наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе.
Представленная в материалы дела копия прейскуранта цен Центра красоты "Нина" заверена прокуратурой Ленинского АО г. Тюмени. Достоверность содержащихся в нем сведений не подтверждена. Источник, место и время их получения не указан.
Из книги учета доходов и расходов усматривается, что предприниматель Старикова Е.А. оказывает бытовые - косметические услуги.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требований прокуратуры Ленинского АО г. Тюмени о привлечении предпринимателя Стариковой Е.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6745/25-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 31.01.2006 N Ф04-10074/2005(19223-А70-23) Арбитражный суд обоснованно отказал в привлечении ответчика к административной ответственности, поскольку установлено, что ответчик оказывает бытовые - косметические услуги, а не медицинские услуги.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь