Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 31.01.2006 N Ф04-9435/2005(18470-А27-28) Удовлетворяя иск о взыскании убытков в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии, суд правомерно указал, что убытки причинены истцу в результате ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона О ветеранах.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2006 года Дело N Ф04-9435/2005(18470-А27-28)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Кемеровской области на решение от 07.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15183/2005-3 по иску открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" к Управлению социальной защиты населения администрации Кемеровского района, Главному финансовому управлению Кемеровской области, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Кемеровского района (далее - Управление социальной защиты), Главному финансовому управлению Кемеровской области (далее - Главное финансовое управление), Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области (далее - Департамент социальной защиты), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 275075 рублей 98 копеек убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" за периоды с 01.12.2002 по 31.12.2002, с 01.05.2003 по 31.05.2003 и с 01.08.2003 по 31.12.2003 (с учетом уточнения исковых требований).
Определением от 10.08.2005, по ходатайству истца, суд произвел замену ответчиков Минфина России на Российскую Федерацию в лице Минфина России и Главного финансового управления на субъект Российской Федерации - Кемеровскую область в лице Главного финансового управления.
Решением от 07.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2005, исковые требования удовлетворены частично, с субъекта Российской Федерации - Кемеровской области в лице Главного финансового управления за счет казны Кемеровской области в пользу ОАО "Кузбассэнерго" взыскано 229229 рублей 98 копеек убытков. В остальной части иска, в том числе к другим ответчикам, отказано.
В кассационной жалобе ответчик - Главное финансовое управление просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель считает, что в соответствии с Законами Кемеровской области об областном бюджете на 2002 и 2003 годы и Правилами возмещения предприятиям и организациям расходов, связанных с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах", надлежащим ответчиком от имени Кемеровской области является Главный распорядитель средств областного бюджета - Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.
По мнению Главного финансового управления, правоотношения, возникшие при реализации льгот, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах", являются бюджетными и суд необоснованно применил к ним гражданско-правовую ответственность.
Заявитель указывает, что бюджет Кемеровской области уже который год утверждается с дефицитом и реальной возможности для погашения всех бюджетных обязательств Кемеровская область не имеет. Полагает, что им предпринимались все возможные меры для погашения дефицита, однако этих мер оказалось недостаточно.
Как утверждает Главное финансовое управление, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, каким именно органом совершены незаконные действия, повлекшие причинение убытков.
Заявитель считает, что поскольку Кемеровская область не принимала на себя обязательства по возмещению расходов на льготы, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах", то данные расходы должны быть профинансированы из федерального бюджета.
Кроме того, Главное финансовое управление полагает, что НДС следует исключить из суммы тарифа на электроэнергию.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кузбассэнерго" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение и постановление апелляционной инстанции просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "Кузбассэнерго" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 05.06.2001 между ОАО "Кузбассэнерго" и Управлением социальной защиты заключен договор о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате за пользование электроэнергией N 18, в соответствии с которым ОАО "Кузбассэнерго" предоставляет льготы отдельным категориям граждан, проживающим в Кемеровском районе, в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов", а Управление социальной защиты возмещает расходы по предоставлению льгот.
В периоды времени с 01.12.2002 по 31.12.2002, с 01.05.2003 по 31.05.2003 и с 01.08.2003 по 31.12.2003 ОАО "Кузбассэнерго", отпуская электроэнергию гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах", взимало с них 50-процентную плату за электроэнергию. Расходы истца по предоставлению льгот за указанный период составили 275075 рублей 98 копеек.
Расценивая неполученные в связи с предоставлением льгот доходы как убытки, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно указал, что убытки причинены истцу в результате ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах".
Первая и апелляционная инстанции обоснованно установили, что со стороны ОАО "Кузбассэнерго" обязательства по предоставлению гражданам, имеющим право на льготу, 50% скидки на оплату электроэнергии исполнены в полном объеме, что подтверждается документально.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах", расходы по реализации льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе услуг по электроэнергии, должны возмещаться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 указанной статьи, порядок возмещения данных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением администрации Кемеровской области от 24.06.2002 N 432-р утверждены "Правила возмещения предприятиям и организациям расходов, связанных с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с пунктами 2 и 3 указанных Правил средства на реализацию закона предусматриваются в областном бюджете и распределяются по получателям с учетом количества лиц, подпадающих под его действие и состоящих на учете в территориальных органах социальной защиты.
Арбитражный суд правомерно указал, что при принятии закона об областном бюджете на 2002 и 2003 годы средства на расходы по льготам, предоставляемым в соответствии с вышеназванным Законом, не выделены в необходимых размерах.
Материалами дела подтверждается, что полученные бюджетные средства в полном объеме перечислены Управлением социальной защиты поставщикам энергии и исполнителям услуг.
Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, установив вину субъекта Российской Федерации - Кемеровской области в невыделении бюджетного финансирования расходов на предоставление льгот, установленных Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах", суд обоснованно взыскал с Главного финансового управления Кемеровской области убытки в сумме 229229 рублей 98 копеек, исключив из взыскиваемой суммы размер НДС, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных арбитражным судом.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение от 07.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15183/2005-3 следует оставить без изменения, кассационную жалобу Главного финансового управления Кемеровской области - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 07.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15183/2005-3 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного финансового управления Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь