Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15.02.2006 N Ф04-415/2006(19775-А45-6) Поскольку отношения между авиаперевозчиками и аэропортом имели разовый характер и регламентировались нормами международных договоров, отсутствие внешнеторговых контрактов на поставку припасов для самолетов не может быть основанием для отказа аэропортовой организации в возмещении налога на добавленную стоимость (НДС).



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2006 года Дело N Ф04-415/2006(19775-А45-6)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.10.2005 по делу N А45-12292/05-43/554 по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Толмачево" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Толмачево" (далее - ОАО "Аэропорт Толмачево") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения N 94 от 18.03.2005 в части признания необоснованным применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2004 года при реализации товаров на сумму 3677888 руб. и в части отказа в возмещении НДС в сумме 554928 руб., об обязании возместить НДС в сумме 554928 руб.
Решением арбитражного суда от 04.10.2005 требования ОАО "Аэропорт Толмачево" удовлетворены частично, решение налогового органа N 94 от 18.03.2005 признано недействительным в части признания необоснованным применения налоговой ставки 0 процентов в сумме 3677888 руб. и отказа в возмещении НДС в сумме 554928 руб. В остальной части требования оставлены без рассмотрения.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Аэропорт Толмачево" требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "Аэропорт Толмачево" просил оставить без изменения решение суда.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ОАО "Аэропорт "Толмачево" представило 20.12.2004 в налоговый орган декларацию по НДС по ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года, в которой заявлены вычеты по НДС в размере 2248823 руб.
По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение N 94 от 18.03.2005 о необоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров в сумме 3677888 руб. и об отказе в возмещении из бюджета НДС в сумме 554928 руб. по причине непредставления контрактов с иностранными лицами: "Тбил-авиа-Мшени" (Грузия), "AIR FRANS" (Франция), "The int. Comp For Transport Cjmmerce Pablik Work" (Ливия) - на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Налогоплательщик, не согласившись с принятым решением, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, частично удовлетворив заявленные требования ОАО "Аэропорт Толмачево", принял правильное решение.
Порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов установлен статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на налогоплательщика возложена обязанность представить в налоговый орган следующие документы:
1) контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации.
2) выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.
3) грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Арбитражный суд обоснованно исходил из того, что налоговый орган по данному делу не учитывал специфики выполнения международных полетов воздушных судов, не занятых в регулярных международных воздушных сообщениях. Данная позиция налогового органа противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П о недопустимости формального подхода к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком права на установленные законом льготы.
В соответствии со статьей 79 Воздушного кодекса Российской Федерации международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основным международным документом, регулирующим отношения в области гражданской авиации помимо международных договоров, заключенных Россией с различными государствами, является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.1944) (далее - Конвенция).
Международные полеты подразделяются на регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительно к расписанию; эпизодические (разовые): чартерные и специальные.
В соответствии с Конвенцией все воздушные суда других государств, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право при соблюдении положений международных актов осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что посадка воздушных судов и их дозаправка не носила регулярный характер. Так, самолеты авиакомпаний "Тбил-авиа-Мшени" (Грузия) и "The int. Comp For Transport Cjmmerce Pablik Work" (Ливия) осуществляли чартерные рейсы, а посадка воздушных судов авиакомпании "AIR FRANS" (Франция) была вызвана поездкой Президента Франции во Вьетнам и аварийной посадкой по причине болезни пассажира - гражданина Южной Кореи. Согласно нормам международного воздушного права подобные воздушные суда относятся к категории "не занятых в регулярных международных воздушных сообщениях". Их владельцы не заключают контракты с ОАО "Аэропорт Толмачево", так как их отношения с аэропортом носят кратковременный (единичный) характер и регулируются нормами международных договоров, соглашений и правил. В соответствии с такими правилами иностранные авиакомпании получили право пролететь через территорию Российской Федерации и приземлиться в одном из аэропортов, согласно намеченному ими маршруту. Одновременно с этим ОАО "Аэропорт Толмачево" было уведомлено иностранными авиакомпаниями о намерении совершить посадку и осуществить дозаправку. Доказательства, подтверждающие данный факт, были оценены арбитражным судом.
В соответствии со статьями 15, 22 Конвенции и статьей 50 Воздушного кодекса Российской Федерации ОАО "Аэропорт Толмачево" обязано предоставить иностранным авиакомпаниям услуги на единообразных условиях, вне зависимости от того, имеет владелец воздушного судна контракт с ОАО "Аэропорт Толмачево" на аэродромное обслуживание или нет.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что иностранные авиакомпании, посольство Франции направляли в адрес ОАО "Аэропорт Толмачево" гарантийные письма, заявки на заправку самолетов топливом, которые были исполнены.
С учетом положений пункта 2 статьи 434, пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд правомерно пришел к выводу, что данные отношения рассматриваются как договорные.
Предметом договора является обеспечение иностранного воздушного судна бортовыми припасами.
Факт экспорта припасов материалами дела подтверждается. Отметки Толмачевской таможни в накладных на погрузку бортовых припасов и на расходных ордерах свидетельствуют о фактах экспорта товаров с учетом специфики таможенного оформления погрузки бортовых припасов.
Факт оплаты налоговый орган не оспаривает.
Таким образом, арбитражным судом с учетом исследованных в совокупности материалов дела сделан правомерный вывод о подтверждении ОАО "Аэропорт Толмачево" обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.10.2005 по делу N А45-12292/05-43/554 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь