Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 07.02.2006 N Ф04-254/2006(19380-А45-23) Пени, начисленные на сумму задолженности по взносам в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2006 года Дело N Ф04-254/2006(19380-А45-23)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области на решение от 21.07.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10605/05-3/379 по заявлению открытого акционерного общества "Сибтрубопроводстрой" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сибтрубопроводстрой" (далее - ОАО "Сибтрубопроводстрой") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - инспекция), выразившихся в отказе перерасчета задолженности по пени в государственные внебюджетные фонды, а также о возложении на инспекцию обязанности пересчитать размер начисленной пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд занятости Российской Федерации и уменьшить ее размер на 6471622 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2005 заявление ОАО "Сибтрубопроводстрой" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Сибтрубопроводстрой".
Инспекция полагает, что не может произвести перерасчет пени, которая была начислена до 01.01.1999, поскольку в указанный период ОАО "Сибтрубопроводстрой" состояло на налоговом учете в другом налоговом органе.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что налогоплательщик мог обратиться в арбитражный суд после подписания актов сверки, когда ему стало известно о превышении задолженности по пени над суммой недоимки по налоговым платежам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сибтрубопроводстрой", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Сибтрубопроводстрой" на основании Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" обратилось в инспекцию с письмом N 455 от 13.04.2005, в котором просило произвести перерасчет пени, начисленной на задолженность в государственные внебюджетные фонды до 01.01.1999, а также уменьшить ее размер на 6471622 руб.
В ответ инспекция письмом N НА-04-26/3429 от 28.04.2005 указала, что для внесения изменений в карточки лицевых счетов ОАО "Сибтрубопроводстрой" необходимо устранить возникшие разногласия с государственными внебюджетными фондами путем оформления уточненных актов сверок.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, согласно актам сверок N 382 от 19.02.1999, N 1278 от 04.12.2000, N 99-18037 от 09.06.2000 у ОАО "Сибтрубопроводстрой" по состоянию на 01.01.1999 имелась задолженность перед Пенсионным фондом Российской Федерации в сумме 6157818 руб. и пени в сумме 12110930 руб., а также Фондом занятости населения в сумме 711380 руб. и пени в сумме 1229890 руб.
Следовательно, задолженность ОАО "Сибтрубопроводстрой" по взносам в государственные внебюджетные фонды на 01.01.1999 меньше суммы начисленных за их неуплату пеней на 6471622 руб.
Принимая решение об удовлетворении требований налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в редакции Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ, суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
Таким образом, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что пени, начисленные ОАО "Сибтрубопроводстрой" по состоянию на 01.01.1999, подлежат уплате в размере, не превышающем суммы недоимки.
Указанное ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ, то есть до 18.08.1999.
Статья 8 Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 147-ФЗ не содержит оговорки о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды. Поэтому пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов осуществляется с 01.01.2001 налоговыми органами Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 03.09.1999 N АП-3-09/290 налоговый орган самостоятельно производит перерасчет пени без заявления налогоплательщика.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что арбитражный суд обоснованно возложил на инспекцию обязанность произвести ОАО "Сибтрубопроводстрой" перерасчет пеней, начисленных на задолженность в государственные внебюджетные фонды, которая сформировалась до 01.01.1999, а также не находит оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21.07.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10605/05-3/379 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь