Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 16.02.2006 N Ф04-388/2006(19753-А03-10) Иск о взыскании убытков с Российской Федерации, возникших в результате предоставления операторами связи льгот ветеранам, удовлетворен ввиду неполного возмещения операторам связи затрат по предоставлению указанных льгот.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2006 года Дело N Ф04-388/2006(19753-А03-10)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 24.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12869/05-37 по иску открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" в лице регионального филиала "Алтайтелеком" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, комитету по социальной защите населения администрации Крутихинского района, при участии третьего лица: комитета по социальной защите населения администрации Алтайского края о взыскании 37613 руб. 01 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" в лице регионального филиала "Алтайтелеком" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, комитету по социальной защите населения администрации Крутихинского района о взыскании 376131 руб. 01 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением абонентам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за период с 01.12.2004 по 31.12.2004.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен комитет по социальной защите населения администрации Алтайского края.
До вынесения решения по существу истец заявил об отказе от иска в отношении комитета по социальной защите населения администрации Крутихинского района и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы отказом ответчика возмещать убытки, понесенные истцом в связи с реализацией ФЗ "О ветеранах".
Решением от 24.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края требования удовлетворены в полном объеме, в отношении комитета по социальной защите населения администрации Крутихинского района и Министерства труда и социального развития Российской Федерации производство по делу прекращено в связи с отказом истца в этой части от иска.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к Минфину Российской Федерации.
По мнению заявителя, не доказана вина госорганов и причинно-следственная связь между их действиями и возникновением убытков у истца.
Более того, считает, что Минфин Российской Федерации не является распорядителем средств федерального бюджета, а следовательно, является ненадлежащим ответчиком.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" возмещение неполученных предприятиями связи доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан производится за счет средств федерального бюджета либо соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах" расходы по оплате установленной данной статьей 50% льготы по оплате за установку квартирного телефона и абонентской плате за пользование им производятся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами.
Как следует из материалов дела, в период с 01.12.2004 по 31.12.2004 ОАО "Сибирьтелеком" в соответствии с ФЗ "О ветеранах" предоставляло участникам и инвалидам ВОВ, ветеранам труда льготы по оплате услуг связи в размере 50% по абонентской плате и по бесплатной установке телефонов инвалидам войны.
За указанный период истцом было оказано услуг на общую сумму 37613 руб. 01 коп. Материалами дела установлено: комитету по социальной защите населения выделены в 2004 году на возмещение расходов 176653 руб. 24 коп., которые в полном объеме были перечислены истцу в соответствии с договором N 6 от 01.07.2004. Выделенных средств оказалось недостаточно для возмещения понесенных истцом расходов в декабре 2004 года. Невозмещенные расходы составили 37613 руб. 01 коп.
В соответствии с Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение льгот, действие которых продлено Постановлениями Правительства до 2004 года, финансирование расходов происходит за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2004 году Министерству труда и социального развития на реализацию льгот ветеранам.
Комитетом по социальной защите населения администрации Алтайского края была сделана заявка на 2004 год для выделения средств из федерального бюджета для установки квартирных телефонов и абонентской платы за пользование им в сумме 232651000 руб. Министерством труда и социального развития Российской Федерации было выделено на 2004 год 42664600 руб.
В соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2004 год Министерству труда и социального развития предусмотрены расходы на оплату установки телефона и его использование ветеранам и инвалидам в сумме 2269368 тыс. руб. В указанной сумме было осуществлено Министерством труда финансирование расходов операторам связи. Средств оказалось недостаточно для полного возмещения расходов истцу.
Суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что комитетом по социальной защите населения администрации Алтайского края обязательства по возмещению расходов, понесенных истцом, исполнены.
Причиной неполного возмещения истцу затрат по предоставлению льгот суд посчитал недостаточное выделение государством средств для выплат компенсаций хозяйствующим субъектам затрат.
Применив положения статей 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд посчитал надлежащим ответчиком Министерство финансов Российской Федерации.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации является финансовым органом, выступающим от имени казны Российской Федерации, то суд правильно взыскал убытки с этого ответчика.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемого решения с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.10.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12869/05-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь