ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 года Дело N Ф04-9164/2005(18055-А67-7)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Шаповалова Владислава Анатольевича на решение от 07.10.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8557/05 по заявлению предпринимателя Шаповалова Владислава Анатольевича к Томской городской Думе при участии третьих лиц - прокуратуры Томской области, администрации города Томска, Департамента дорожного строительства благоустройства и транспорта администрации города Томска о признании недействующим нормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Шаповалов Владислав Анатольевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 3.1, абзаца 3 пункта 4.3.1 Положения "О регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам города Томска", утвержденного решением Томской городской Думы от 28.10.2003 N 483 (далее - Положение).
Требования мотивированы тем, что Положение "О регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам города Томска", утвержденное решением Томской городской Думы от 28.10.2003 N 483, в части абзаца 2 пункта 3.1, абзаца 3 пункта 4.3.1 нарушает право предпринимателя на свободное использование своих возможностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное статьей 34 Конституции Российской Федерации, а также не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации - пункту 1 статьи 421, пункту 1 статьи 445, пункту 1 статьи 3, а также пункту 1.2.2 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, который не предусматривает заключение договоров с органами местного самоуправления, и части 1 статьи 7 Федерального закона от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Решением от 07.10.2005 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Шаповалов Владислав Анатольевич просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение об удовлетворении его требований. Считает, что обязанность по заключению договоров может быть предусмотрена только федеральным законом, установление органом местного самоуправления заключения договоров в обязательном порядке прямо противоречит статьям 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Департамент дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации города Томска в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение суда без изменения, поскольку Положение принято в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Представитель прокуратуры Томской области в судебном заседании просил оставить судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Отзывы на кассационную жалобу от Томской городской Думы и от администрации города Томска не поступили.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом и исходя из доводов жалобы и возражений на нее, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Томской городской Думы от 28.10.2003 N 483 утверждено Положение "О регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам города Томска". Данное решение опубликовано 14.11.2003 в газете "Томский вестник" N 251.
Согласно абзацу 2 пункта 3.1 Положения регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам осуществляются перевозчиками на основании лицензии и договора на перевозки, заключенных с заказчиками перевозок.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.3.1 Положения Перевозчик обязан осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам в соответствии с Договором на перевозки пассажиров и багажа, заключенным с Заказчиком перевозок и в соответствии с требованиями законодательства.
Полагая, что указанные выше пункты Положения 1) нарушают его право заниматься предпринимательской деятельностью, предусмотренное статьей 34 Конституции Российской Федерации, 2) все условия лицензирования и организации пассажирских перевозок предусмотрены, в частности, в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения", в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ, в пункте 1.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, 3) не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 421, пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", 4) приняты Томской городской Думой с превышением полномочий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предприниматель обратился в суд с заявлением о признании этих пунктов Положения недействующими.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что 1) конституционное право предпринимателя заниматься определенной деятельностью оспариваемое Положение не нарушает, 2) оспариваемые пункты Положения не нарушают установленный статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип свободы договора и не ограничивают его право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, 3) оспариваемые пункты Положения в совокупности с иными нормами Положения направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и не противоречат указанным выше федеральным законам, 4) Положение принято Томской городской Думой в пределах полномочий.
Данные выводы арбитражного суда являются правильными, соответствующими нормам действующего законодательства.
Согласно преамбуле Положение регулирует отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам, разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Томской области "О пассажирском автомобильном и городском электрическом транспорте в Томской области", Уставом города Томска.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее вместо "N 1559-1" имеется в виду "N 1550-1".
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1559-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" городская администрация осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города.
Пунктом 20 части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения соответствующей территории отнесена к вопросам местного значения.
Статьей 33 этого же Закона органам местного самоуправления предоставлено право выступать заказчиками на оказание услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения на соответствующей территории.
Статьей 1 Закона Томской области от 22.03.2001 N 755 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области" установлено, что заказчик перевозок - органы государственной власти или местного самоуправления или уполномоченное ими юридическое лицо, заключившее с перевозчиком договор об оказании услуг по перевозке пассажиров.
Согласно пункту 4.1 статьи 34, пункту 16 статьи 45 Устава города Томска от 25.06.2001 в исключительном ведении Томской городской Думы находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования, а администрация города Томска обеспечивает обслуживание населения городским пассажирским транспортом, руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения городского транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что принятие оспариваемого Положения находится в пределах компетенции Томской городской Думы, является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что В.А.Шаповалов зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 31.01.2005 и имеет лицензию от 02.03.2005 N АСС-70-058879 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Указанными выше положениями Закона РФ от 06.07.1991 N 1559-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 9 Закона Томской области от 10.04.2001 N 21-ОЗ "О пассажирском автомобильном и городском электрическом транспорте в Томской области" следует, что перевозки пассажиров и багажа могут осуществляться перевозчиками в пределах соответствующего муниципального образования только на основе договора, заключенного с органом местного самоуправления или уполномоченным им органом. Орган местного самоуправления выступает заказчиком перевозок, привлекает перевозчика в установленном порядке к осуществлению пассажирских перевозок.
Арбитражным судом установлено, что абзац 2 пункта 3.1 и абзац 4.3.1 Положения "О регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам г. Томска", утвержденного решением Томской городской Думы от 28.10.2003 N 438, следует рассматривать в соответствии с другими нормами указанного Положения, а также нормами других Положений, утвержденных решением Томской городской Думы от 28.10.2003 N 438, а именно с пунктами 1.1.2, 1.1.3, 1.1.14, абзацем 1 пункта 3.1, 3.2, абзацем 1 пункта 4.3.3 Положения "О регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам г. Томска" (приложение N 1 к решению Томской городской Думы от 28.10.2003 N 438); с пунктами 1.3.4, 1.4, 2.13 Положения "О конкурсах на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам г. Томска (приложение N 2 к решению Томской городской Думы от 28.10.2003 N 438). Названные нормы Положений предусматривают проведение открытого конкурса на условиях договора с заказчиком, что не противоречит нормам Гражданского кодекса. Право перевозчиков участвовать в конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам по городским маршрутам не ограничивается. Перевозчики вправе принять участие в обслуживании этих городских маршрутов в результате конкурса на равных для всех условиях. Положение о конкурсе направлено неограниченному кругу лиц, имеющих лицензию.
Договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа заключается только с перевозчиками, которые в установленном порядке были допущены для осуществления пассажирских перевозок по городским маршрутам, то есть маршрутам, организованным, утвержденным и оборудованным органами местного самоуправления города Томска.
Оспариваемым Положением установлено, что перевозчик, заключивший с администрацией города Томска договор на оказание услуг по регулярной перевозке пассажиров, осуществляет предпринимательскую деятельность согласно принятым обязательствам. Так, ему запрещено отменять назначенные на маршруте рейсы, изменять расписание, он обязан соблюдать график движения, выполнять посадку и высадку пассажиров только на остановочных пунктах и т.п. (пункт 3.3 Положения, пункт 2.3 типового договора - приложение N 5 к решению от 28.10.2003 N 483).
Анализ указанных выше норм права свидетельствует о том, что наличие договорных отношений между заказчиком и перевозчиком на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования является обязательным, поскольку предусматривает обязательства сторон, ответственность за их невыполнение и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение по городу, обеспечивая безопасность как транспорта, так и пассажиров.
При этом оспариваемые пункты Положения регулируют отношения между заказчиком и перевозчиком только по перевозкам пассажиров и багажа по городским маршрутам, организованным органом местного самоуправления, на иные перевозки данное Положение не распространяется, оспоренные пункты не понуждают перевозчика осуществлять именно такой вид деятельности.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм и исходя из обстоятельств дела, предприниматель вправе заключить договор на перевозку пассажиров, но по правилам, установленным Положением и иными нормативными актами, поскольку они являются обязательными, а также вправе не заключать его, если данные правила его не устраивают.
Таким образом, вывод арбитражного суда, что пункты 3.1 и 4.3.1 Положения не нарушают принцип свободы договора, установленный статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не ограничивают его право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, является правомерным.
Довод предпринимателя о том, что оспариваемое Положение противоречит Закону Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", правильно признан судом необоснованным, поскольку деятельность по перевозке пассажиров изначально является лицензируемой (статья 17), что означает контроль исполнения перевозок и отбор предпринимателей, принимающих на себя ответственность за безопасность пассажиров.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доводам заявителя, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 07.10.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8557/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Западная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 22.12.2005 N Ф04-9164/2005(18055-А67-7) В удовлетворении требования о признании недействующими абзацев Положения о регулярных перевозках пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам отказано, поскольку указанное Положение не нарушает принцип свободы договора и не ограничивает право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров.
Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь