Судебная практика: Западная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 27.12.2005 N Ф04-8412/2005(17230-А27-16) Удовлетворяя иск о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением льгот на услуги связи абонентам по Федеральным законам О ветеранах и О социальной защите инвалидов в РФ, суд правомерно взыскал данные убытки с Министерства финансов РФ как с органа, выступающего от имени казны Российской Федерации.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2005 года Дело N Ф04-8412/2005(17230-А27-16)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 29.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7596/2005-3 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения администрации Кемеровской области, Комитету социальной защиты населения администрации г. Белово, при участии третьего лица: Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к комитету социальной защиты населения администрации г. Белово о возмещении 123691 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2003 - 2004 годы.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков суд привлек Министерство финансов Российской Федерации, Департамент социальной защиты населения администрации Кемеровской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Управление Федерального казначейства Министерства финансов по Кемеровской области.
До принятия решения истец уточнил заявленные требования и просил взыскать убытки в размере 229245 руб. с Министерства финансов Российской Федерации.
Решением, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца 196335 руб. 59 коп. убытков.
В остальной части иска отказано. В отношении остальных ответчиков в удовлетворении иска отказано ввиду отсутствия вины.
Суд пришел к выводу, что государство, обязав коммерческую организацию предоставлять льготы при оказании услуг определенной категории населения, свои обязательства по компенсации затрат коммерческой организации, которые вытекают из закона, не исполнило. Суд признал неправомерным включение истцом в сумму заявленных ко взысканию убытков суммы налога на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что объем прав и обязанностей истца ограничен объемом бюджетного финансирования, бюджетные обязательства перед истцом выполнены надлежащим образом и в полном объеме, ссылается на неправильное определение судом существенных обстоятельств дела, неприменение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неправильное применение статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушение статей 65, 71, 143, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неприменение определения Конституционного Суда Российской Федерации N 173-О от 11.05.2004.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что ОАО "РЖД" за периоды с 01.10.2003 по 31.12.2003 и с 01.06.2004 по 31.12.2004 оказывало услуги телефонной связи гражданам, имеющим льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за периоды с 01.10.2003 по 31.12.2003 и с 01.08.2004 по 31.12.2004 - гражданам, имеющим льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предоставляя им 50-процентную скидку, что составило сумму 229245 руб.
Поскольку услуги, оказанные истцом, из бюджета не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании невозмещенных расходов в сумме 229245 руб.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация взяла обязательства возместить расходы на реализацию льгот, предоставленных гражданам, имеющим льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", по оплате за установку квартирного телефона и абонентской плате за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" расходы по оплате установленной данной статьей 50% льготы по абонентской плате за пользование квартирным телефоном производятся за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Данные обязательства Российской Федерацией не были исполнены.
Сумма, которая была предусмотрена в бюджете на возмещение расходов операторам связи, как установил суд, в полном объеме была выплачена истцу, следовательно, бюджетные обязательства были исполнены.
Но данная сумма не покрывает всех расходов, которые понес истец, предоставляя 50-процентную скидку гражданам, имеющим льготы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", понесенные истцом расходы в полном объеме не были предусмотрены в бюджете, в связи с чем распорядителем кредитов в соответствии со статьей 226 Бюджетного кодекса Российской Федерации не были подтверждены денежные обязательства.
На комитеты по социальной защите населения возложена обязанность проверять документы, представленные операторами связи в обоснование оказанных услуг, комитеты по социальной защите населения производили сверки с операторами связи и подтвердили имеющуюся задолженность бюджета перед истцом за предъявленный период, что установлено судом.
Суд правильно указал, что на истца, как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающих льготы для ветеранов и инвалидов.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что суд сделал правильный вывод о правомерности исковых требований и доказанности вины Российской Федерации в том, что в течение длительного времени соответствующими государственными органами не принимались меры по возмещению убытков, причиненных истцу в связи с предоставлением льгот.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7596/05-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Западная Сибирь