Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 30.11.2005 N А19-8888/05-15-Ф02-5981/05-С1 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о взыскании налога на доходы физических лиц, пени и штрафа, поскольку законодательство предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента и ею не охватываются деяния, состоящие в ненадлежащем исполнении обязанностей.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 ноября 2005 г. Дело N А19-8888/05-15-Ф02-5981/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Вацет А.О. (доверенность от 04.04.2005),
от ответчика - Жидкова Н.Н. (доверенность N 11/2 от 11.01.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области на постановление апелляционной инстанции от 25 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8888/05-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Управление записи актов гражданского состояния Иркутской области (Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу города Иркутска (инспекция) от 27 января 2005 года N 17/1-18-29дсп о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на доходы физических лиц, уплачиваемого налоговым агентом, в сумме 4383666 рублей, пени в сумме 1042920 рублей 66 копеек, применения налоговых санкций за неисполнение обязанностей налогового агента в сумме 876733 рублей 20 копеек.
Решением суда от 6 июня 2005 года требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 25 августа 2005 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на постановление суда апелляционной инстанции, сославшись на неправильное применение норм материального права.
Как указал заявитель кассационной жалобы, зачисление налога согласно нормативам отчислений федеральных налогов в 2002 - 2004 годах производится в полном объеме в бюджет Иркутской области. Перераспределение между местными бюджетами подлежало осуществлению соответствующим финансовым органом.
Кроме того, вывод суда о правомерности применения к Управлению мер налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствует содержанию состава налогового правонарушения и общим положениям законодательства о налогах и сборах об ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Управления (налогового агента) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 1 октября 2001 года по 30 сентября 2004 года.
По результатам проверки установлено, что суммы налога на доходы физических лиц, удержанные из доходов работников обособленных подразделений Управления, располагающихся в муниципальных образованиях на территории Иркутской области, перечислялись Управлением в течение проверяемых периодов в бюджет города Иркутска, в результате чего возникла задолженность перед соответствующими местными бюджетами в сумме 4383666 рублей.
О проведении выездной проверки составлен акт от 11 января 2005 года N 17/1-18-1/01дсп.
Решением инспекции от 27 января 2005 года N 17/1-18-29дсп налоговый агент привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 876733 рублей 20 копеек. Кроме того, указанным решением Управлению предложено уплатить задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 4383148 рублей и пени в сумме 2209678 рублей 86 копеек.
Не согласившись с решением от 27 января 2005 года N 17/1-18-29дсп, Управление оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования Управления, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку налог на доходы физических лиц в соответствии с нормативами отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется в бюджет Иркутской области, перечисление сумм налога по обособленным подразделениям налогового агента в местный бюджет города Иркутска не повлекло задолженность перед региональным бюджетом.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции, мотивируя правилами законодательства об областном бюджете о распределении в соответствующих финансовых годах отчислений по регулирующим налогам в бюджеты муниципальных образований по установленным нормативам.
Выводы суда апелляционной инстанции в части возникновения у налогового агента задолженности перед местными бюджетами основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", применяющимся к рассматриваемым правоотношениям, налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам.
Согласно пункту 2 статьи 55 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к рассматриваемым правоотношениям) к налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
На основании статьи 61 Кодекса к налоговым доходам местных бюджетов относятся отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.
Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" нормативы отчислений налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации установлены в размере 100 процентов.
Законами Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз "Об областном бюджете на 2002 год", от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 год", от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 год" устанавливалось зачисление налога на доходы физических лиц в 2002 - 2004 годах в бюджеты муниципальных образований Иркутской области по предусмотренным нормативам отчислений.
Таким образом, в результате перечисления Управлением удержанных с выплат работникам сумм налога на доходы в полном объеме в бюджет города Иркутска (в том числе по структурным подразделениям, находящимся в других муниципальных образованиях) у налогового агента образовалась задолженность перед соответствующими местными бюджетами, которая обоснованно доначислена инспекцией по результатам выездной налоговой проверки.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансовыми органами производится перераспределение доходов консолидированного областного бюджета между местными бюджетами, несостоятелен, поскольку согласно нормам бюджетного законодательства регулирование налогового дохода производится путем определения нормативов отчислений законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, в соответствии с которыми налогоплательщиками и налоговыми агентами производится уплата налога.
На основании пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки должен уплатить пени.
В связи с образованием у налогового агента задолженности перед бюджетами по месту нахождения его обособленных подразделений исчисление инспекцией сумм пени также является обоснованным.
Вместе с тем в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным применения к налоговому агенту мер налоговой ответственности постановление суда апелляционной инстанции основано на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Согласно положениям статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Таким образом, данной нормой ответственность устанавливается за неисполнение обязанностей налогового агента, и ею не охватываются деяния, состоящие в ненадлежащем исполнении обязанностей.
Поскольку Управлением обязанность налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц исполнена, оснований для применения к нему налоговых санкций, предусмотренных статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного постановление апелляционной инстанции по настоящему делу подлежит отмене в части принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным применения оспариваемым решением налоговых санкций в сумме 876733 рублей 20 копеек на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации с оставлением в данной части без изменения решения суда первой инстанции.
В остальной части постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным и не подлежит изменению или отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 25 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8888/05-15 в части привлечения Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области к налоговой ответственности отменить. В отмененной части оставить в силе решение суда первой инстанции от 6 июня 2005 года.
В остальной части оспариваемый судебный акт оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь