ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 декабря 2005 г. Дело N А19-3604/04-37-Ф02-6060/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Уманя И.Н.,
судей: Попова О.А., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Федеральной налоговой службы - Хадкевич С.Б. (нотариальная доверенность N 178 от 19 января 2005 года и служебное удостоверение N 198715, выданное 2 июля 2004 года),
государственного учреждения "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" - Лобаевой С.Н. (доверенность N 5 от 12 января 2005 года и служебное удостоверение N 3, выданное 25 января 2005 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2005 года по делу N А19-3604/04-37 (суд первой инстанции: Ларионова Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Дягилева И.П., Сорока Т.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 октября 2004 года по делу N А19-3604/04-37 открытое акционерное общество "Сибтепломаш" (далее - ОАО "Сибтепломаш") признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Саркисов А.М.
Определением от 27 июня 2005 года произведена замена Федеральной налоговой службы на государственное учреждение "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - ГУ "ИРО ФСС") по требованию о включении капитализированных платежей в реестр требований кредиторов ОАО "Сибтепломаш".
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24 августа 2005 года, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - Управление ФНС), определение от 27 июня 2005 года оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что граждане Бура Е.А., Вилков В.А., Войтюк Л.Г., Вылегжанина Г.М., Грекова Н.П., Жаркова Л.В., Иванов В.С., Исламов Г.Ш., Куркин С.С., Куцик И.И., Левшичин Д.Б., Пакулева Т.М., Сартаков Г.В., Соловьева З.Ф., Степанькова Е.Д., Трошина В.Д. и Шошин О.В. передали Российской Федерации в лице филиала N 9 ГУ "ИРО ФСС" свое право требования к должнику на сумму капитализированных повременных платежей, обязанность по аккумулированию которых возлагается на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Применив пункт 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"); пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон об обязательном социальном страховании); пункты 3, 6, 7 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 863 (далее - Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что интересы Российской Федерации по требованиям об уплате капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, должен представлять в процедурах банкротства Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
В кассационной жалобе Управление ФНС, являющееся территориальным органом Федеральной налоговой службы, уполномоченной Правительством Российской Федерации представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 24 августа 2005 года в части замены Федеральной налоговой службы на ГУ "ИРО ФСС" по требованию о включении капитализированных платежей в реестр требований кредиторов ОАО "Сибтепломаш", разрешить вопрос по существу.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, постановление от 24 августа 2005 года вынесено арбитражным судом с нарушением пункта 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257 (далее - Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией).
Управление ФНС указывает на то, что требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах банкротства представляют уполномоченные органы, в качестве которого Правительством Российской Федерации определена Федеральная налоговая служба.
ГУ "ИРО ФСС" в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.
Пункт 2 статьи 23 Федерального закона об обязательном социальном страховании устанавливает, что порядок внесения страховщику капитализированных платежей при ликвидации юридического лица определяет Правительство Российской Федерации. Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому перечисление капитализированных платежей осуществляется в порядке очередности конкурсным управляющим на счет страховщика по месту регистрации страхователя, что нашло отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2005 года N 4275/05.
Отношения, возникающие между должником и страховщиком, вытекают из гражданско-правовых, а не из публичных отношений, и основаны на уступке гражданами права взыскания капитализированных платежей Фонду социального страхования Российской Федерации, в связи с чем является неосновательной ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства".
ОАО "Сибтепломаш" в отзыве на кассационную жалобу указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Управление ФНС - 11 ноября 2005 года (почтовое уведомление N 76869), ГУ "ИРО ФСС" - 11 ноября 2005 года (почтовое уведомление N 76787), ОАО "Сибтепломаш" - 17 ноября 2005 года (почтовое уведомление N 76868) и его конкурсный управляющий Саркисов А.М. - 16 ноября 2005 года (почтовое уведомление N 76867).
Представитель ОАО "Сибтепломаш" в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса, с участием представителей Федеральной налоговой службы и ГУ "ИРО ФСС".
Представитель Федеральной налоговой службы Хадкевич С.Б. поддержала в судебном заседании доводы кассационной жалобы.
Представитель ГУ "ИРО ФСС" Лобаева С.Н. подтвердила обстоятельства, на которые указано в отзыве на кассационную жалобу.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность постановления, принятого 24 августа 2005 года по делу N А19-3604/04-37, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, производятся в первую очередь путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Согласно пункту 1 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.
Согласно пункту 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации, которое также подлежит удовлетворению в первую очередь.
Одновременно к Российской Федерации переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшим, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона об обязательном социальном страховании в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, и за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV Федерального закона об обязательном социальном страховании).
Фонд социального страхования Российской Федерации, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101).
Статьями 3, 18 Федерального закона об обязательном социальном страховании обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных платежей на счет Фонда социального страхования Российской Федерации предусмотрено также пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей.
С учетом изложенного, а также исходя из природы возникших отношений, связанных с возмещением в порядке обязательного страхования вреда, причиненного здоровью работников ОАО "Сибтепломаш", замена Арбитражным судом Иркутской области заявителя требования об уплате капитализированных платежей, предъявленного от имени Российской Федерации, с целью привлечения к участию в деле ГУ "ИРО ФСС", выступающего в качестве страховщика, осуществляющего выплаты по социальному страхованию, следует признать правильным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в качестве кредитора по требованию об уплате капитализированных платежей должна выступать Федеральная налоговая служба, о нарушении Арбитражным судом Иркутской области при принятии обжалуемого судебного акта пункта 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией, являются ошибочными.
Статья 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" раскрывает понятие уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба наделена полномочиями уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией разработано в целях обеспечения объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, тогда как капитализация платежей, подлежащих перечислению на счет Фонда социального страхования Российской Федерации, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Федеральным законом об обязательном социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2005 года по делу N А19-3604/04-37, принятого без нарушения норм материального права и норм процессуального права, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, поэтому обжалуемый судебный акт в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
При проверке законности определения от 27 июня 2005 года, которое оставлено без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24 августа 2005 года и не обжалуется заявителем кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем считает, что и оно подлежит оставлению без изменения.
Заявитель кассационной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 27 июня 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 24 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3604/04-37 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Н.УМАНЬ
Судьи:
О.А.ПОПОВ
И.И.ПАЛАЩЕНКО
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 01.12.2005 N А19-3604/04-37-Ф02-6060/05-С2 Так как обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена законом на Фонд социального страхования, суд правомерно осуществил замену Федеральной налоговой службы на региональное отделение указанного Фонда по требованию о включении капитализированных платежей в реестр требований кредиторов должника.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь