Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 01.12.2005 N А19-9130/05-45-Ф02-6021/05-С1 Судебные акты о возложении обязанности на налоговый орган начислить и уплатить проценты на излишне взысканные и уплаченные суммы пеней по НДС отменены, поскольку суд не проверил имеющийся в материалах дела расчет процентов с учетом установленного законом различного порядка начисления процентов.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 декабря 2005 г. Дело N А19-9130/05-45-Ф02-6021/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Косачевой О.И.,
судей: Евдокимова А.И., Мироновой И.П.,
при участии в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску - Старостиной Е.В. (доверенность N 03-18/15164 от 29.06.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску на решение от 24 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9130/05-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Мясоперерабатывающий комбинат "Ангарский" (комбинат) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску (налоговая инспекция) начислить и уплатить обществу проценты в сумме 618051 рубля 2 копеек на излишне взысканные и уплаченные суммы пеней по налогу на добавленную стоимость, зачисляемому в территориальный дорожный фонд.
Решением от 24 мая 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку направленные в адрес комбината требования об уплате пеней признаны арбитражным судом законными и обоснованными, проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных и взысканных сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог должны быть начислены с момента принятия постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которым на налоговую инспекцию возложена обязанность по возврату указанных сумм пеней.
Комбинат в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представитель налоговой инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Комбинат о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен (уведомление N 76492 от 11.11.2005), однако своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, на основании инкассовых поручений N 1321 от 11.03.2002, N 4842 от 16.07.2002 с расчетных счетов комбината в банках взысканы пени по налогу на пользователей автомобильных дорог: 19.07.2002 - в сумме 359897 рублей 46 копеек, 22.07.2002 - 763448 рублей 91 копейка.
Платежным поручением N 603 от 05.03.2003 комбинат перечислил пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 397406 рублей 14 копеек.
Комбинат обратился в налоговую инспекцию 01.10.2004 с заявлением о незаконности взыскания и уплаты пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляемому в территориальный дорожный фонд.
В письме от 15.10.2004 N 03-11/13393 налоговая инспекция указала об отсутствии оснований полагать взыскание и уплату пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляемому в территориальный дорожный фонд, незаконными.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2005 года по делу N А19-22070/04-52-Ф02-744/05-С1 на налоговую инспекцию возложена обязанность по возврату комбинату излишне уплаченных и взысканных пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1520752 рублей 51 копейки.
Выводы арбитражного суда об удовлетворении заявления комбината об обязании налоговой инспекции начислить и уплатить ему проценты в сумме 618051 рубля 2 копеек на основании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации являются ошибочными.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Однако суд в нарушение пункта 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверил имеющийся в материалах дела расчет процентов с учетом установленного законом и указанного выше различного порядка начисления процентов при возврате излишне уплаченного и излишне взысканного налога, то есть не обосновал принятое решение.
Поскольку суд не применил при рассмотрении настоящего дела подлежащую применению статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации и выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом судебном разбирательстве арбитражному суду также следует разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24 мая 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9130/05-45 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.КОСАЧЕВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
И.П.МИРОНОВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь