ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 декабря 2005 г. Дело N А10-823/05-Ф02-6064/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Корчугановой Т.В. (доверенность N 320/990 от 22.12.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение от 27 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 августа 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-823/05 (суд первой инстанции: Баяртуев Б.Б.; суд апелляционной инстанции: Муравьева Е.Г., Хориноева Р.Р., Вишнякова Т.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству труда и социального развития Республики Бурятия о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по абонентской плате во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона "О ветеранах", в размере 145705 рублей.
Определением от 22 марта 2005 года на основании ходатайства истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 29 апреля 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Бурятия.
Решением от 27 мая 2005 года (с учетом определения от 14 июля 2005 года) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" взысканы убытки в размере 145705 рублей. В удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Республики Бурятия отказано.
Суд апелляционной инстанции 16 августа 2005 года решение от 27 мая 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Республики Бурятия, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 27 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 августа 2005 года, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Арбитражным судом Республики Бурятия неправильно применены нормы материального права и процессуального права (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 7, пункт 1 статьи 85, статья 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", статья 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", пункт 19 статьи 4, пункты 14, 15 статьи 5, статья 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статья 30 Федерального закона "О связи", пункты 1, 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, пункт 3.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации", статьи 65, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В жалобе заявитель ссылается на то, что Министерством финансов Российской Федерации обязанность по выделению средств на финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при формировании бюджета на соответствующий год исполнена полностью, денежные средства были перечислены своевременно и в полном объеме, ненадлежащее исполнение Российской Федерацией своих обязательств отсутствует.
Суду следовало с учетом пункта 9 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, проверить исполнение обязанности по установлению данных расходов органом социальной защиты населения Республики Бурятия, осуществляющим расходование предоставленных субвенций.
Судом не принято во внимание, что взыскание должно осуществляться за счет той казны, которая финансирует орган, совершивший незаконные действия (бездействие), причинившие убытки.
Арбитражный суд не исследовал вопрос о реализации главным распорядителем средств федерального бюджета Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации) полномочий по перемещению бюджетных ассигнований в соответствии со статьями 228, 233, 234 Бюджетного кодекса Российской Федерации, об обращении его к Правительству Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год". При отсутствии таких заявок у Министерства финансов Российской Федерации отсутствовали правовые основания для увеличения финансирования оплаты услуг связи.
Министерство финансов Российской Федерации считает недоказанным истцом состава деликтной ответственности. Кроме того, для привлечения Российской Федерации к солидарной ответственности по статье 322 Гражданского кодекса Российской Федерации не правовых оснований.
ОАО "Российские железные дроги" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО "Российские железные дороги", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений), материально-правовым требованием указано требование о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по абонентской плате во исполнение Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 145705 рублей с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением федерального казначейства Российской Федерации по Республике Бурятия, за счет казны Российской Федерации.
Основанием иска указано на ненадлежащее исполнение Российской Федерацией обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2003 - 2004 годах льгот в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование своих требований истец представил: договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи от 22.02.2003, договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи на 2003 год, сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российский железные дороги" от 30.09.2003, приложение N 803 к сводному передаточному акту, распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщений Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, государственные контракты на возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи от 20.05.2004, от 20.09.2004 N 186, расчет о предоставлении льгот по абонентской плате за телефон, акт приема-передачи дебиторской задолженности по состоянию на 30.09.2003 N 2, акты сверки по сумме расходов, понесенных предприятиями в связи с предоставлением льгот на услуги местной телефонной связи, списки абонентов, имеющих льготы по абонентской плате.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на то, что при отсутствии заявок главного распорядителя бюджетных средств у Министерства финансов Российской Федерации отсутствовали правовые основания для увеличения финансирования; на недоказанность условий для наступления деликтной ответственности. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, настоящий спор подлежит рассмотрению с учетом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"; надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Республики Бурятия в отзыве на иск указало на необоснованное привлечение в качестве ответчика по делу; на принятие всех мер по увеличению финансирования. Взыскание с Министерства труда и социального развития Республики Бурятия заявленных расходов повлечет для республики нецелевое использование финансовых средств.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией надлежащим образом обязанности по возмещению расходов ОАО "Российские железные дороги", предоставившему в 2003 - 2004 годах льготы ветеранам и инвалидам по оплате абонентной платы за телефонную связь, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 145705 рублей. Требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в сумме 145705 рублей в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот гражданам, признаны обоснованными.
В удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Республики Бурятия отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о неисполнении Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот и оставил решение от 27 мая 2005 года без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Республики Бурятия, считая их законными и обоснованными.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 15, 28) установлено, что инвалиды имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона. Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Следуя предписанию закона, истец в 2003, 2004 годах оказал услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" в 2000 году установлен Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 года N 85 срок действия настоящих правил продлен на 2003 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 года N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (с изменениями) указано, что финансирование расходов инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "Российские железные дороги". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральные законы "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Республики Бурятия об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи инвалидам и ветеранам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации, как органа, выступающего от имени казны, сумму 145705 рублей.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Бурятия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 27 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 августа 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-823/05 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 16 августа 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-823/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 05.12.2005 N А10-823/05-Ф02-6064/05-С2 Суд правомерно удовлетворил исковые требования о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам по оплате услуг связи, поскольку государством не исполнены надлежащим образом обязательства по компенсации хозяйствующему субъекту затрат, связанных с практической реализацией указанных льгот.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь