Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 06.12.2005 N А19-16615/05-24-Ф02-6181/05-С1 Суд правомерно отказал в признании незаконным решения налогового органа о доначислении НДС, поскольку налогоплательщики обязаны отслеживать правильность заполнения полученных от поставщиков счетов-фактур и подтверждать обоснованность заявленных к вычету сумм НДС.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 декабря 2005 г. Дело N А19-16615/05-24-Ф02-6181/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Братсккомплексхолдинг" - Дубровина П.Н. (доверенность N 030-94 от 19.08.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Братсккомплексхолдинг" на решение от 1 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16615/05-24 (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Братсккомплексхолдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными пунктов 2, 3 резолютивной части решения от 21 марта 2005 года N 03-19.2/34 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 1 сентября 2005 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В арбитражном суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Общество, не согласившись с выводами, изложенными в судебном акте, принятом по настоящему делу, обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом сделан неправильный вывод о завышении налогоплательщиком суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость на 19094 рубля, так как данные, отраженные в представленной налоговой декларации, аналогичны данным книги покупок за проверяемый налоговый период, а также о неправомерности применения обществом налоговых вычетов в сумме 1664208 рублей 76 копеек, поскольку инспекция при проведении камеральной налоговой проверки в нарушение положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, обнаружив ошибки в оформлении представленного счета-фактуры, не предложила внести в него соответствующие исправления.
Отзыв на кассационную жалобу общества налоговой инспекцией не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2004 года.
При проведении проверки инспекцией установлены несоответствия суммы налога на добавленную стоимость, заявленной налогоплательщиком к вычету и отраженной в строке 310 представленной декларации сумме налога, указанной в книге покупок за указанный налоговый период по счетам N 60, 76, а также представленного обществом счета-фактуры от 30.11.2004 N 11068-102 требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии указания номеров платежно-расчетных документов при уплате денежных средств в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение от 21 марта 2005 года N 03-19.2/34 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с пунктами 2, 3 резолютивной части которого инспекцией произведен зачет доначисленной суммы налога на добавленную стоимость в размере 1683303 рубля в счет имевшейся переплаты по данному налогу, а также налогоплательщику предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании пунктов 2, 3 резолютивной части решения незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о доказанности инспекцией фактов, явившихся основанием для доначисления налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок ведения журнала полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Покупатели в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке, ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами (пункт 7 указанного Порядка).
Согласно разделу III Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, суммы налога, подлежащие вычетам на основании положений статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, отражаются налогоплательщиками по строкам 310 - 360 раздела 2.1 декларации.
Согласно представленной в материалы дела налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2004 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 28588259 рублей, из которых 7649124 рубля - сумма налога, исчисленная и уплаченная налогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, подлежащая вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) (строка 340 декларации) и 20939135 рублей - сумма налога, предъявленная налогоплательщиком и уплаченная им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения (строки 310, 317 декларации). Как следует из содержания оспариваемого обществом решения налоговой инспекции, сумма вычета, заявленная налогоплательщиком в налоговой декларации по строкам 310, 317, не соответствует данным, отраженным в представленной им книге покупок.
При этом довод общества о том, что в указанных строках налоговой декларации должны учитываться суммы налога на добавленную стоимость, отраженные на счетах бухгалтерского учета 51 "Расчетный счет", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 79 "Внутрихозяйственные расчеты", не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку общество не обосновало, каким образом данные названных счетов бухгалтерского учета влияют на сумму налоговых вычетов, заявленных им по приобретенным товарам (работам, услугам), а также не подтвердило конкретную сумму налога, нашедшую отражение по указанным счетам бухгалтерского учета и заявленную к вычету в налоговой декларации за ноябрь 2004 года.
Учитывая, что налогоплательщиком не была доказана обоснованность применения вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 19094 рублей, суд правомерно отказал в удовлетворении его требований о признании недействительным решения налоговой инспекции по названному эпизоду.
Доводы кассационной жалобы о том, что инспекция при проведении камеральной налоговой проверки в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, обнаружив ошибки в оформлении представленного счета-фактуры, должна была предложить налогоплательщику внести соответствующие изменения, являются несостоятельными и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Пунктом 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 91 предусмотрено, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок. Следовательно, покупатели обязаны отслеживать правильность заполнения полученных от поставщиков счетов-фактур.
Отсутствие в представленных для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов счетах-фактурах обязательных реквизитов не свидетельствует об ошибках в заполнении документов либо о противоречивости представленных налогоплательщиком сведений, поскольку применение вычетов по налогу на добавленную стоимость в нарушение требований, предусмотренных статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет неправомерное занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, то есть относится к правильности исчисления налога.
Из материалов дела следует, и обществом данный факт не опровергнут, что счет-фактура ОАО "Иркутскэнерго" N 11068-102 от 30.11.2004, на основании которого обществом заявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость 1664208 рублей 76 копеек, не соответствует требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем налоговой инспекцией обоснованно было отказано в применении вычета по налогу в указанной сумме.
При таких обстоятельствах судебный акт, принятый на основании правильного применения норм права и всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств, отмене не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 1 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16615/05-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь