Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 06.12.2005 N А19-5233/05-20-Ф02-6171/05-С1 Суд правомерно удовлетворил требования о признании незаконным решения налогового органа в части предложения уплатить НДС, поскольку налоговый орган должен был произвести зачет переплаты по данному налогу в счет погашения дополнительно начисленного по результатам проверки налога.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 декабря 2005 г. Дело N А19-5233/05-20-Ф02-6171/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя ОАО "Усть-Илимский деревообрабатывающий завод" - Борисовой Е.Н. (доверенность от 08.02.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области на решение от 26 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5233/05-20 (суд первой инстанции: Гурьянов О.П.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Усть-Илимский деревообрабатывающий завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 20.12.2004 N 03-09/02-941/32769 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1585322,11 рубля.
Решением от 26 мая 2005 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе заявитель указывает на правомерность отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товара, в связи с непредставлением налогоплательщиком истребованных при проведении камеральной проверки товарно-транспортных накладных, на основании которых приобретенные товарно-материальные ценности были приняты к учету.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в его отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 20.12.2004 N 03-09/02-941/32769, которым обществу не подтверждена обоснованность применения налоговых вычетов в размере 1587470 рублей и предложено уплатить налог на добавленную стоимость за август 2004 года в размере 1587470 рублей.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным в данной части.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что им соблюдены условия, предусмотренные статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для применения вычетов по налогу.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемом периоде общество являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
Порядок возврата сумм налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает, что разница, образовавшаяся в связи с превышением сумм налоговых вычетов над суммой налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику путем зачета в счет иных налоговых обязательств или возврату налогоплательщику по его заявлению.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров, приобретаемых для перепродажи.
Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Требования к оформлению счетов-фактур предусмотрены пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд признал, что счета-фактуры содержат все необходимые реквизиты и соответствуют требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому являются основанием для применения налоговых вычетов. Оплата за товар, приобретенный налогоплательщиком, произведена полностью.
Инспекция признала неправомерным предъявление налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость в связи с отсутствием перевозочных документов, подтверждающих наличие хозяйственных отношений между налогоплательщиком и контрагентами, судом был проверен и правомерно отклонен данный довод, так как указанными обстоятельствами не обусловлено право налогоплательщика на получение налоговых вычетов.
При этом арбитражным судом при рассмотрении дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности действий налогоплательщика, так как налоговый орган не доказал, что налогоплательщик совместно с другими участниками гражданско-правовых отношений, связанных с поставкой продукции, действовал с целью необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.
Арбитражный суд при рассмотрении дела правильно признал правомерным отказ налогового органа в принятии налоговых вычетов в сумме 1430911 рублей 11 копеек в связи с тем, что счета-фактуры на данную сумму заявлены обществом повторно в несоответствующем периоде. Судом правильно установлено, что счета-фактуры, выставленные в более раннем налоговом периоде, оприходование и оплата по которым произведена не в текущем налоговом периоде, а именно в октябре - ноябре 2003 года, не могут быть приняты в августе 2004 года.
Между тем суд пришел к правильному выводу о незаконности решения инспекции в части предложения налогоплательщику уплатить начисленный проверкой налог на добавленную стоимость в связи с наличием переплаты по данному налогу, превышающей сумму неправомерно заявленных вычетов.
Наличие переплаты по налогу не оспаривается налоговым органом.
Статьями 21 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на своевременный зачет сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пеней и штрафов, а также обязанность налогового органа осуществлять такой зачет в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 78, статье 176 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе самостоятельно осуществлять зачет излишне уплаченных сумм налога, а также сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, в счет погашения задолженности по налогам и пеням перед тем же бюджетом.
В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами налоговый орган должен был произвести зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет погашения дополнительно начисленного по результатам проверки налога.
С учетом изложенного инспекция не имела оснований для предложения обществу уплатить 1587470 рублей налога на добавленную стоимость, поэтому арбитражный суд правомерно признал незаконным решение инспекции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 29 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5233/05-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь