ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 декабря 2005 г. Дело N А19-10678/05-20-Ф02-6253/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя предпринимателя Душина А.В. - Ткач А.В. (доверенность от 14.03.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 21 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 14 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10678/05-20 (суд первой инстанции: Гурьянов О.П.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Душин Александр Викторович обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 09.03.2005 N 3 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция).
Решением от 21 июня 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 14 сентября 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что на предпринимателя в 2001 и 2002 годах возлагалась обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет.
Налоговая инспекция также указывает, что предприниматель как плательщик налога имеет ряд преимуществ, направленных на уменьшение налоговой базы, в связи с чем основания для утверждения того, что изменения налогового законодательства создают для него менее благоприятные условия по сравнению с ранее действующими, отсутствуют.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в ее отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная проверка деятельности предпринимателя за период с 01.01.2001 по 01.12.2003.
По результатам проверки составлен акт N 3 от 11.01.2005 и принято решение от 09.03.2005 N 3, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 67 рублей, а также доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 381956 рублей и пени в сумме 283605 рублей.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Иркутской области правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года вводится в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 "Налог на добавленную стоимость"; глава 22 "Акцизы"; глава 23 "Налог на доходы физических лиц"; глава 24 "Единый социальный налог (взнос)") (далее - часть вторая Кодекса), за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации на индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет на условиях, предусмотренных главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Статья 9 названного Закона определяет, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 03.04.2000.
С введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации на предпринимателя возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные положениями главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации: ведение налогового учета, составление и выставление счетов-фактур, ведение книги продаж и книги покупок. Кроме того, включение суммы налога на добавленную стоимость в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
Данная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2002 года N 37-О "По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, введение налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
В связи с чем доводы кассационной жалобы о том, что на предпринимателя в 2001 - 2002 годах возлагалась обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, изменения налогового законодательства не создают для последнего менее благоприятные условия по сравнению с ранее действующими, являются необоснованными.
Суд, всесторонне и полно исследовав представленные доказательства, обоснованно удовлетворил заявленные требования.
С учетом вышеизложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 14 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10678/05-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ЮДИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 08.12.2005 N А19-10678/05-20-Ф02-6253/05-С1 Суд правомерно удовлетворил требования о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС, поскольку введение данного налога не означает, что одновременно на налогоплательщика перестает распространяться действовавший на момент его государственной регистрации порядок льготного налогообложения.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь