Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 08.12.2005 N А19-13340/05-41-Ф02-6162/05-С1 Суд, отказывая в удовлетворении требований о взыскании штрафа за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, правомерно исходил из отсутствия в действиях налогоплательщика состава названного налогового правонарушения в связи с правомерным непредставлением сведений, не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 декабря 2005 г. Дело N А19-13340/05-41-Ф02-6162/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Правобережному округу города Иркутска - Веневской В.В. (доверенность от 11.01.2005 N 11/8), общества с ограниченной ответственностью "Иркутск-Терминал" - Кубарской И.Ю. (доверенность от 01.12.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Правобережному округу города Иркутска на решение от 29 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 26 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13340/05-41 (суд первой инстанции: Деревягина Н.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Правобережному округу города Иркутска (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Иркутск-Терминал" (общество) штрафа в сумме 5000 рублей за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 29 июня 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26 сентября 2005 года решение суда от 29 июня 2005 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и отмене в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что у общества существует установленная законом обязанность по представлению налоговым органам истребуемых документов как о нем самом, так и о третьих лицах, с которыми оно состоит в каких-либо правоотношениях. Выводы суда, по мнению налоговой инспекции, не соответствуют фактическим обстоятельствам, так как в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих факт неисполнения обществом обязанности по представлению документов налоговому органу, в связи с чем привлечение к налоговой ответственности является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, в связи с проведением проверки общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Ирквест" налоговой инспекцией 17.11.2004 в адрес ООО "Иркутск-Терминал" было направлено требование N 02-1588 о представлении в срок не позднее 22.11.2004, в том числе, документов, подтверждающих, является ли общество производителем реализованного товара, в случае, если таковым не является, - представить первичные документы о поставщике (копии договоров, счетов-фактур, платежных поручений, книги покупок, товаротранспортных документов).
Обществом в установленный срок представлен пакет документов в количестве 152 штук, вместе с тем указанная выше часть документов не представлена, в связи с чем налоговой инспекцией вынесено решение от 06.12.2004 N 02-11/1798дсп о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5000 рублей за непредставление в установленный срок документов по запросу налогового органа.
Требованием от 06.12.2004 N 02-193 обществу предложено уплатить налоговые санкции в виде штрафа в размере 5000 рублей добровольно.
Неисполнение в установленный срок названного требования повлекло обращение налоговой инспекции в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа.
Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в действиях общества состава названного налогового правонарушения в связи с правомерным непредставлением сведений, не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что выводы Арбитражного суда Иркутской области соответствуют фактическим обстоятельствам данного конкретного дела и основаны на правильном применении норм налогового законодательства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Общий порядок истребования документов регулируется нормами статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, у налогового органа существует законно установленное право на истребование документов как у налогоплательщиков и налоговых агентов, так и у иных лиц.
Согласно пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации привлечение организации к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей предусмотрено за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе представить имеющиеся документы, предусмотренные настоящим Кодексом, а равно за иное уклонение от представления таких документов либо за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Судом установлено, что требование налоговой инспекции о представлении запрашиваемых документов частично не было исполнено обществом, как следует из письма общества от 22.11.2004 N 01/1099, по причине того, что данные документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ООО "Ирквест").
Доказательства, опровергающие выводы суда, материалы дела не содержат, отсутствуют ссылки на такие доказательства и в кассационной жалобе налоговой инспекции.
Арбитражным судом Иркутской области фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции суда кассационной инстанции, отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела.
Поскольку на запрос налогового органа обществом не были представлены сведения, не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 26 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13340/05-41 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Л.Ю.ПУЩИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь