Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 08.12.2005 N А19-14787/05-33-Ф02-6108/05-С1 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление документов и неуплату НДС, поскольку у налогового органа отсутствуют доказательства, подтверждающие направление в адрес заявителя и получение последним требования о представлении документов.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 декабря 2005 г. Дело N А19-14787/05-33-Ф02-6108/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Евдокимова А.И., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска - Егориной Н.А. (доверенность N 08-09/32816 от 23.11.2005),
общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Сибспецмонтажстрой" - Ждановой Н.М. (доверенность от 18.10.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска на решение от 25 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14787/05-33 (суд первой инстанции: Новогородский И.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Сибспецмонтажстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 12 марта 2005 года N 9795 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 25 июля 2005 года заявленные обществом требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения не проверялись.
Налоговая инспекция, не согласившись с выводами суда, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку обществом по требованию налоговой инспекции, направленному по адресу налогоплательщика, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не представлены документы, подтверждающие правомерность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 241292 рубля, доначисление указанной суммы налога, начисление соответствующей суммы пени и привлечение общества к ответственности, предусмотренной статьями 122, 126 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 8 декабря 2005 года.
После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, а также правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2004 года.
В ходе проведения проверки налоговой инспекцией по адресу налогоплательщика, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, направлено требование от 17.01.2005 N 10-27/574 о предоставлении документов в 5-дневный срок со дня его получения.
В связи с непредставлением документов, необходимых для проведения проверки, и неподтверждением правомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, отраженных обществом в налоговой декларации за II квартал 2004 года, налоговой инспекцией вынесено решение от 12 марта 2005 года N 9795 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 48385 рублей 80 копеек за неуплату указанного налога в сумме 241929 рублей, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 1100 рублей за непредставление документов, необходимых для проведения проверки. Данным решением помимо указанных сумм налога и налоговых санкций налогоплательщику предложено уплатить сумму пени в размере 22663 рублей 70 копеек.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что у налоговой инспекции отсутствуют доказательства, подтверждающие направление в адрес общества и получение последним требования о представлении документов.
На основании пунктов 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налоговых вычетов, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятии на учет указанных товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В силу пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Неуплата или неполная уплата налога на добавленную стоимость в результате уменьшения исчисленной суммы налога на неправомерно примененные налоговые вычеты образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вывод о неправомерности уменьшения обществом суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной за II квартал 2004 года, на налоговые вычеты по причине неподтверждения обоснованности их применения сделан инспекцией, исходя из факта непредставления налогоплательщиком документов. При этом инспекцией в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, подтверждающие факт направления требования о предоставлении документов, что свидетельствует о неполучении налогоплательщиком данного требования и об отсутствии обязанности по его исполнению.
Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих налогоплательщика представлять налоговому органу самостоятельно одновременно с представлением налоговой декларацией документы, подтверждающие налоговые вычеты, отраженные в этой декларации, за исключение положений статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, которые не имеют отношения к рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для изменения или отмены судебного акта, принятого по настоящему спору.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14787/05-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
М.А.ПЕРВУШИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь