Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 08.12.2005 N А33-32552/04-С1-Ф02-6298/05-С2 Суд правомерно взыскал убытки, возникшие в результате предоставления льгот по оплате услуг связи ветеранам, поскольку выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы заявителя.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 декабря 2005 г. Дело N А33-32552/04-С1-Ф02-6298/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 28 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 1 сентября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32552/04-С1 (суд первой инстанции: Ермакова И.И.; суд апелляционной инстанции: Власова Н.Г., Гурова Т.С., Шишкина И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Кодинскпромсвязь" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением федерального казначейства по Красноярскому краю, Главному финансовому управлению администрации Красноярского края о взыскании убытков в сумме 70417 рублей 66 копеек, возникших в результате предоставления льгот по оплате услуг связи во исполнение Федерального закона "О ветеранах" в 2003 году по договору N 18 от 01.01.2002.
Определением от 11 января 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое управление социальной защиты населения Красноярского края в лице Управления социальной защиты населения (УСЗН) администрации Кежемского района.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в сумме 70417 рублей 66 копеек и заявил отказ от требований к Главному финансовому управлению администрации Красноярского края.
Определением от 21 марта 2005 года производство по делу в части исковых требований к Главному финансовому управлению администрации Красноярского края прекращено.
Решением от 28 марта 2005 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО "Кодинскпромсвязь" взысканы убытки в размере 70417 рублей 66 копеек.
Суд апелляционной инстанции 1 сентября 2005 года решение от 28 марта 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами арбитражного суда, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 28 марта 2005 года, постановление от 1 сентября 2005 года и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права (статьи 16, 214, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 158, статья 257 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, заявитель жалобы в обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на пункт 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Выводы арбитражного суда основаны на недоказанных обстоятельствах.
Заявитель считает, что взысканная судом сумма должна быть уменьшена на сумму налога на добавленную стоимость, как не подлежащую включению в налоговую базу и уплате и не составляющую сумму убытков. Истцом не доказан факт оказания услуг связи гражданам, относящимся к льготным категориям граждан, установленным Федеральным законом "О ветеранах".
Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по делу. Главным распорядителем бюджетных средств на возмещение операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи ветеранам, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Главный распорядитель выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности. Кроме того, не представлены доказательства обращения Министерства труда и социального развития Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации (заявки и иные документы о сумме необходимого возмещения расходной части бюджета, перемещения, ассигнований и т.д.).
Арбитражный суд неправомерно взыскал убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов, поскольку источником возмещения вреда является казна Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений), материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков с Российской Федерации, возникших результате предоставления во исполнение Федерального закона "О ветеранах" в течение 2003 года льгот по оплате услуг связи, в размере 70417 рублей 66 копеек.
Основанием иска указано на ненадлежащее исполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
Правовым основанием требования указаны статьи 15, 16, 214, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статья 30 Федерального закона "О связи".
В обоснование своих требований истец представил копии: договора N 18 от 01.01.2002, соглашения N 12 о дополнении к договору N 18 от 01.01.2002, акта сверки за 2003 год, счетов-фактур, списков льготников "Ветеран труда", актов сверки реестра на возмещение расходов, типового договора об оказании услуг телефонной связи, заявления о заключении договора об оказании услуг телефонной связи, удостоверений ветерана труда, а также расчет убытков, извещения, информацию о повышении тарифов на услуги телефонной связи в период с 01.01.2003 по 31.12.2003, список абонентов, имеющих льготы по Федеральному закону "О ветеранах", заключивших договор в течение 2003 года.
Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление администрации Красноярского края указало на необоснованное привлечение его в качестве ответчика по делу. В силу закона обязательства по возмещению расходов на реализацию льгот по оплате абонентской платы за пользование телефоном возложены на федеральный бюджет.
В отзыве на иск Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации указала на недоказанность истцом состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков; органы исполнительной власти Красноярского края, УСЗН администрации Красноярского края в установленном порядке обращались в Министерство труда России для финансирования расходов.
Арбитражный суд Красноярского края, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией надлежащим образом обязанности по возмещению расходов оператору связи - ООО "Кодинскпромсвязь", предоставившему льготы во исполнение Федерального закона "О ветеранах" по оплате услуг связи, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 70417 рублей 66 копеек. Требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации суммы 70417 рублей 66 копеек в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот гражданам, признаны обоснованными.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края, считая их законными и обоснованными.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что ветераны имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Следуя предписанию закона, ООО "Кодинскпромсвязь" в 2003 году оказало услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понесло определенные расходы.
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" установлен Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 года N 85 срок действия настоящих Правил продлен на 2003 год.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (с изменениями), указано, что финансирование расходов ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ООО "Кодинскпромсвязь". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Красноярского края об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должности казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, 70417 рублей 66 копеек.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Красноярского края правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 28 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 1 сентября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32552/04-С1 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 1 сентября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32552/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь