ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 декабря 2005 г. Дело N А74-807/05-Ф02-6186/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Евдокимова А.И., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
закрытого акционерного общества "Хакаснефтепродукт ВНК" - Гущи Г.В. (доверенность N 07 от 15.04.2005),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия - Федорченко Д.С. (доверенность от 22.02.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Хакаснефтепродукт ВНК" на решение от 14 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции 3 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-807/05 (суд первой инстанции: Журба Н.М.; суд апелляционной инстанции: Каспирович Е.В., Силищева Е.В., Парфентьева О.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Хакаснефтепродукт ВНК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 8 февраля 2005 года N 482 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция), в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 284409 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 349523 рублей, начисления соответствующих сумм пени и налоговой санкции за несвоевременную уплату указанных налогов.
Налоговой инспекцией заявлены встречные требования о взыскании суммы налоговой санкции за неуплату налога на прибыль организаций в размере 58160 рублей.
Решением суда от 14 июня 2005 года заявленные обществом требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано незаконным в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 101754 рублей 64 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 72999 рублей, начисления сумм пеней за несвоевременную уплату указанных налогов в размере 33730 рублей 76 копеек и 8541 рубля 29 копеек соответственно, привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 20331 рубля. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Встречные требования инспекции удовлетворены в части взыскания суммы налоговой санкции в размере 37829 рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 3 октября 2005 года решение от 14 июня 2005 года оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с выводами, изложенными в судебных актах, принятых по настоящему делу, в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их частично отменить и принять новый судебный акт о признании оспариваемого решения незаконным в части доначисления налога на прибыль организаций в результате неправомерного включения в состав расходов суммы в размере 1315950 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 276524 рублей; начисления соответствующих сумм пеней и налоговой санкции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом сделан ошибочный вывод о неправомерности применения обществом вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 276524 рублей на основании счетов-фактур, выставленных ЗАО "ЮКОС Рефаининг энд Маркетинг", ввиду их несоответствия требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество указывает также на правомерность отнесения им к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, суммы стоимости оказанных ЗАО "ЮКОС Рефаининг энд Маркетинг" услуг по управлению в размере 1315950 рублей, поскольку представленные для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов и факта несения расходов документы соответствуют требованиям, установленным статьями 169, 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общества налоговая инспекция, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит оставить их без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель налоговой инспекции возражал против доводов жалобы, ссылаясь на их необоснованность.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 1 декабря 2004 года N 482, на основании которого вынесено решение от 8 февраля 2005 года N 482 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 58160 рублей. Данным решением налогоплательщику, помимо указанной суммы налоговой санкции, предложено уплатить сумму налога на прибыль в размере 290800 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 354620 рублей, пеней за несвоевременную уплату указанных налогов в размере 96492 рублей 92 копеек и 21439 рублей 57 копеек соответственно.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его частично недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в отношении доначисления налога на прибыль, суд пришел к выводу о законности решения инспекции в обжалуемой налогоплательщиком части в связи с недоказанностью экономической обоснованности обществом произведенных расходов в сумме 1315950 рублей, составляющей стоимость оказанных ЗАО "ЮКОС Рефаининг энд Маркетинг" обществу услуг по управлению последним в соответствии с условиями договора о передаче полномочий исполнительных органов от 17.09.1998 N РМ-240-1/14 и изменениями, внесенными сторонами в указанный договор согласно договору от 18.09.2002 N РМ02-240-1/118.
Судом было также отказано в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения инспекции в части доначисления суммы налога на добавленную стоимость в размере 276524 рублей, так как отсутствие в счетах-фактурах отдельных наименований оказанных услуг не соответствует требованиям к порядку составления счетов-фактур, установленным статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, данные счета-фактуры не могут являться основанием для применения налоговых вычетов.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 264 Налогового кодекса Российской Федерации определены прочие расходы, связанные с производством и реализацией, к которым в том числе относятся расходы на управление организацией или ее отдельными подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
Как следует из материалов дела, обществом в качестве документов, подтверждающих правомерность отнесения в состав расходов суммы в размере 1315950 рублей, представлены договоры о передаче полномочий исполнительных органов от 17.09.1998 N РМ-240-1/14, от 18.09.2002 N РМ02-240-1/118, заключенные обществом и ЗАО "ЮКОС Рефаининг энд Маркетинг", счета-фактуры, выставленные указанным поставщиком, акты сдачи-приемки работ, протоколы согласования договорной цены, платежные поручения, выписки с банковского расчетного счета общества о списании соответствующих денежных средств.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о неправомерности уменьшения обществом налогооблагаемой прибыли на указанную сумму расходов, поскольку в связи с отсутствием в актах сдачи-приемки, счетах-фактурах информации о характере оказанных обществу услуг невозможно установить экономическую обоснованность произведенных расходов. Дополнительные пояснения к исковым требованиям от 26.04.2005 N 392 (т. 3, л.д. 122 - 123), в которых обществом приведен анализ расходов, сокращенных за счет услуг, оказанных управляющей организацией, не принят судом в качестве доказательства экономической целесообразности, так как данные, содержащиеся в пояснениях, не подтверждены какими-либо документами. Иные доказательства, документально подтверждающие обоснованность произведенных расходов, налогоплательщиком не представлены.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого решения инспекции в части доначисления суммы налога на прибыль организаций в результате неправомерного включения в состав расходов суммы в размере 1315950 рублей, начисления соответствующих сумм пеней и налоговой санкции соответствуют установленным обстоятельствам и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Суд кассационной инстанции также считает обоснованными выводы суда о неправомерности применения налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 276524 рублей на основании счетов-фактур, выставленных ЗАО "ЮКОС Рефаининг энд Маркетинг", ввиду их несоответствия требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
В силу положений статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 указанной нормы счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением требований, установленных пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для применения вычетов.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг).
Арбитражным судом установлено, что графы "наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)" спорных счетов-фактур содержат сведения об услугах по договору со ссылкой на реквизиты договора, при этом вид оказанных услуг не конкретизирован. Таким образом, в представленных счетах-фактурах отсутствует один из обязательных реквизитов, предусмотренных статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, что в силу положений части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые на основании правильного применения норм права и всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств, отмене или изменению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции 3 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-807/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
М.А.ПЕРВУШИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 13.12.2005 N А74-807/05-Ф02-6186/05-С1 Суд правомерно частично отказал в части доначисления налога на прибыль, НДС, пени и штрафных санкций, поскольку отсутствие в счетах-фактурах отдельных наименований оказанных услуг не соответствует требованиям к порядку составления счетов-фактур, соответственно, данные счета-фактуры не могут являться основанием для применения налоговых вычетов.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь