ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 декабря 2005 г. Дело N А33-9531/05-Ф02-6189/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Евдокимова А.И., Парской Н.Н.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Красноярска Красноярского края на постановление апелляционной инстанции от 8 сентября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-9531/05 (суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Колесникова Г.А., Гурский А.Ф.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Красноярска Красноярского края (далее - налоговая инспекция) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярская мясная компания" (далее - общество) о взыскании 33076 рублей 20 копеек налоговых санкций.
Решением суда от 7 июня 2005 года заявленные налоговой инспекцией требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 8 сентября 2005 года решение суда от 7 июня 2005 года отменено и принято новое решение о взыскании с общества 490 рублей 60 копеек налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что сумма штрафа должна быть исчислена от суммы налога на добавленную стоимость, указанной во второй уточненной декларации, представленной 22.12.2004, является необоснованным. Подача второй уточненной декларации за тот же период с меньшей суммой налога на добавленную стоимость к уплате, а также направление инкассового поручения с уточненными суммами налога и пени не является основанием для уменьшения штрафа по вынесенному налоговым органом решению.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления от 21.11.2005 N 77892, 77893), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 20.10.2004 общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года. На основании представленной декларации сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период, составила 0 рублей.
28.10.2004 обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой уточнена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет и составила 165381 рубль.
При проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года, налоговой инспекцией было установлено, что на дату представления уточненного расчета суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате за сентябрь 2004 года, суммы налога и пени обществом не уплачены, что свидетельствует о совершении налогового правонарушения.
Решением от 15.11.2004 N 03-10-757/1326 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)), в виде штрафа в сумме 33076 рублей 20 копеек.
Требованием от 17.11.2004 N 94052 обществу предложено уплатить налоговые санкции в добровольном порядке.
12.12.2004 в адрес налогоплательщика направлено инкассовое поручение N 13370 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 165381 рубля.
При проверке уточненной налоговой декларации, представленной обществом 28.10.2004, выявлена ошибка в исчислении сумм налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года. Для ее устранения 22.12.2004 общество представило в налоговую инспекцию вторую уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года, в которой указало в качестве суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет за сентябрь 2004 года - 2453 рубля.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации инкассовое поручение N 13370 от 12.12.2004 на сумму 165381 рубль налоговой инспекцией было отозвано и принята уточненная налоговая декларация от 22.12.2004 с суммой налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года, с начислением пени за просрочку уплаты в размере 330 рублей 83 копеек. По итогам уточненной налоговой декларации от 22.12.2004 общая сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате обществом за сентябрь 2004 года составила 2453 рубля.
20.12.2004 налоговой инспекцией выставлено инкассовое поручение N 13949 об уплате налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года с учетом начисленных пеней в сумме 2783 рублей 83 копеек, которое поступило в банк налогоплательщика 24.12.2004 и было исполнено 18.01.2005.
Налоговая инспекция считая, что обществом должны быть уплачены налоговые санкции, предусмотренные решением N 03-10-757/1326 от 15.11.2004 и требованием N 94052 от 17.11.2004, которые до настоящего времени не погашены, обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с общества 33076 рублей 20 копеек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что общество, не выполнив условия освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, тем самым совершило по неосторожности противоправное деяние, за которое пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Красноярского края, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, обоснованно исходила из того, что предметом данного спора является взыскание налоговых санкций, а не признание недействительным решения налоговой инспекции, в связи с чем, принимая решение, суд оценивает фактические обстоятельства на момент рассмотрения спора. Учитывая, что уточненная налоговая декларация от 22.12.2004 проверена налоговой инспекцией и доначислений налога не произведено, сумма налога на добавленную стоимость, указанная налогоплательщиком в декларации (2453 рубля), является обоснованной.
Статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу части 5 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения по налогу на добавленную стоимость относятся операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется, исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В силу пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из цен, указанных сторонами сделки и соответствующей уровню рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога при определении налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в вышеуказанном порядке. По операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, общая сумм налога исчисляется по итогам каждого налогового периода, в котором осуществлялась такая реализация.
В силу статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, и представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме.
В соответствии со статьями 87, 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление сделано им до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Согласно материалам дела, налоговым периодом для общества в проверяемый период являлся один месяц.
Решение N 03-10-757/1326 от 15.11.2004 и требование N 94052 от 17.11.2004 об уплате налоговых санкций, указанные налоговой инспекцией в качестве основания для взыскания с общества налоговых санкций в сумме 33076 рублей 20 копеек, вынесены налоговой инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, представленной налогоплательщиком 28.10.2004.
Представленные обществом суду апелляционной инстанции документы (налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года от 22.12.2004, инкассовое поручение N 13949 от 20.12.2004, выписка из лицевого счета налогоплательщика) опровергают правомерность требования налоговой инспекции о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций, предусмотренных указанными решением и требованием.
Как следует из материалов дела, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года подавалась в налоговый орган обществом трижды: 20.10.2004 (в установленные сроки подачи - до 20.10.2004) - с нулевым показателем суммы налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года; 28.10.2004 (первая уточненная декларация) в связи с уточнением суммы налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года - 165381 рубль; 22.12.2004 (вторая уточненная налоговая декларация) в связи с повторным уточнением суммы налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года - 2453 рубля. В данной декларации имеется отметка налоговой инспекции от 22.12.2004 о принятии декларации, нарушений в исчислении указанной суммы налоговой инспекцией не установлено.
Поскольку обществом нарушен срок уплаты налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года, установленный пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам принятия декларации от 22.12.2004 налоговой инспекцией начислены пени за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 330 рублей 83 копеек.
В инкассовом поручении N 13949 от 20.12.2004, выставленном налоговой инспекцией к расчетному счету общества, общая сумма задолженности налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года составляет 2783 рубля 83 копейки, из которой: 2453 рубля - сумма неуплаченного налога на добавленную стоимость, 330 рублей 83 копейки - пени за несвоевременную уплату налога. Инкассовое поручение исполнено только 18.01.2005 по причине отсутствия у общества денежных средств на расчетном счете.
При таких обстоятельствах действия налоговой инспекции по взысканию с общества не уплаченной им суммы налога на добавленную стоимость в сумме 2453 рублей, указанной в уточненной налоговой декларации от 22.12.2004, пени в сумме 330 рублей 83 копеек являются правомерными.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности взыскания с общества суммы штрафа в размере 33076 рублей 20 копеек.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налога и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Так как сумма налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года не уплачена обществом в установленные сроки в связи с занижением налоговой базы, его действия образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Штраф следует начислять на сумму налога на добавленную стоимость, указанную налогоплательщиком в налоговой декларации от 22.12.2004 (2453 рубля). Данная декларация принята налоговой инспекцией, по результатам ее рассмотрения обществу начислен подлежащий уплате налог на добавленную стоимость и пени, данные суммы уплачены налогоплательщиком.
Так как предметом настоящего спора является взыскание налоговой санкции, а не признание решения налогового органа недействительным, фактические обстоятельства оцениваются судом на момент рассмотрения спора.
При таких обстоятельствах взыскание с общества штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации без учета фактических обстоятельств дела является неправомерным.
Поскольку налог на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года, согласно налоговой декларации от 22.12.2004, составляет 2453 рубля, с общества подлежит взысканию штраф в размере 20% от 2453 рублей - 490 рублей 60 копеек.
На основании изложенного кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края и удовлетворения доводов кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 8 сентября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-9531/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 14.12.2005 N А33-9531/05-Ф02-6189/05-С1 Постановление суда об отказе в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания соответствующей суммы штрафных санкций за неуплату НДС оставлено без изменения, поскольку предметом настоящего дела является взыскание налоговых санкций, а не признание решения налогового органа недействительным, следовательно, фактические обстоятельства оцениваются судом на момент рассмотрения спора.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь