ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 декабря 2005 г. Дело N А10-2005/05-Ф02-6404/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Прима-Транс" Бухамертова Р.Р. (доверенность от 27.04.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Прима-Транс" на постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2005/05 (суд апелляционной инстанции: Буркова О.Н., Доржиев Э.П., Марактаева И.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Республиканское дорожное агентство обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) "Прима-Транс" о взыскании реального ущерба, причиненного территориальной автомобильной дороге в сумме 3473 рублей 28 копеек.
Впоследствии истец увеличил исковые требования до 8039 рублей 67 копеек.
Определением от 5 мая 2005 года отклонено ходатайство истца об увеличении суммы иска до 8039 рублей 67 копеек.
Решением от 22 июля 2005 года в иске о взыскании 3473 рублей 28 копеек отказано.
Суд апелляционной инстанции 19 сентября 2005 года решение от 22 июля 2005 года отменил и принял новый судебный акт о взыскании с ОАО "Прима-Транс" в доход республиканского бюджета 3473 рублей 28 копеек.
Не согласившись с выводами апелляционной инстанции, ОАО "Прима-Транс" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года и оставить в силе решение от 22 июля 2005 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права: статьи 62, 65, 260, 263, 264, часть 3 статьи 266, часть 2 статьи 268, подпункт 13 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 15, 131, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П "По делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", положения пункта 10 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Арбитражному суду не следовало применять постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", поскольку автодорога Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан не является федеральной автомобильной дорогой.
Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ОАО "Прима-Транс" считает, что судом апелляционной инстанции неправомерно принята к рассмотрению апелляционная жалоба, подписанная неуполномоченным лицом, неправомерно приняты и приобщены к материалам дела дополнительные доказательства.
Заявитель ссылается на недоказанность истцом противоправного поведения ответчика, причинной связи между его поведением и причиненными ему убытками, возникновения и наличия прямого действительного ущерба. Кроме того, истец не доказал, что в силу закона является уполномоченным органом, имеющим право предъявлять требования о возмещении ущерба.
Арбитражный суд, как считает ОАО "Прима-Транс", вышел за пределы своих полномочий, уточнив исковые требования истца по своей инициативе в отсутствие истца в судебном заседании.
Вывод арбитражного суда, что ответчиком не оспаривается достоверность измерений, отраженных в акте, не соответствует материалам дела и опровергается отзывом ответчика на иск.
Республиканское дорожное агентство отзыв на кассационную жалобу не представило, заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы при отсутствии его представителей.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, представителя ОАО "Прима-Транс", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании ущерба, причиненного территориальной автомобильной дороге из-за нарушения весовых параметров.
Основанием иска указаны следующие обстоятельства.
16.02.2005 на пункте весового контроля, расположенном на 4 км автомобильной дороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан, установлен факт нарушения допустимых весовых параметров транспортным средством марки КамАЗ-5320, гос. номер А162АЕ 03, принадлежащим ОАО "Прима-Транс".
В акте N 0301 от 16.02.2005 определен размер ущерба, причиненного автомобильной дороге в сумме 3473 рублей 28 копеек.
В обоснование своих требований истец представил копии: акта N 0301 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 16.02.2005, выписки из реестра республиканского имущества N 03/4-962 от 30.04.2004.
Правовым основанием требования указаны постановление Правительства Республики Бурятия от 24.03.2004 N 56 "О взимании платы за проезд тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Бурятия и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на недоказанность истцом наличия у него права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском, наличия правовых оснований для наступления гражданско-правовой ответственности, на недоказанность обстоятельств, послуживших основанием для обращения с иском о взыскании причиненного ущерба.
Суд первой инстанции отказал в иске, полагая, что постановлением Правительства Республики Бурятия N 56 от 24.03.1994 взыскание ущерба не предусмотрено, истцом не доказаны право оперативного управления на территориальную дорогу, факт причинения ущерба, причинная связь между возникшим ущербом и действиями ответчика, вина ответчика в возникновении ущерба.
Суд апелляционной инстанции отменил решение от 22 июля 2005 года, признав доказанными исковые требования.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчик, осуществляя провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения, которое выдается после внесения платы за проезд тяжеловесного транспортного средства, обязан возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плата за проезд тяжеловесного транспортного средства.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание заявленные требования, особенности правового регулирования спорного правоотношения, суд апелляционной инстанции включил в предмет судебного исследования обстоятельства, свидетельствующие о перевозке тяжеловесного груза при отсутствии разрешения, правовой статус участников судебного разбирательства, в том числе истца по делу - Республиканского дорожного агентства, пределы его правомочий, размер платы, подлежащей взиманию в связи с провозом тяжеловесного груза, уровень собственности дороги, на которой имела место транспортировка тяжеловесного груза.
При определении характера спорного правоотношения суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что оно носит признаки публично-правового отношения и подлежит регулированию специальными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 1 января 1996 года введены платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Правительством Российской Федерации рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.03.2004 N 56 "О взимании платы за проезд тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Бурятия и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" (в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 06.08.2004 N 183) утверждено Положение о порядке взимания платы за проезд тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Бурятия и использования средств, получаемых от взимания этой платы.
Указанное Положение устанавливает порядок взимания платы за проезд тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Бурятия и использования средств, получаемых от взимания этой платы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.03.2004 N 56 "О взимании платы за проезд тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Бурятия и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" расчет размера ущерба осуществляется Государственным комитетом Республики Бурятия по управлению автомобильными дорогами и предъявляется к оплате владельцу или пользователю автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы.
Принимая во внимание указанные выше положения постановления Правительства Республики Бурятия от 24.03.2004 N 56, постановления Правительства Республики Бурятия от 04.03.2005 N 61, суд апелляционной инстанции обоснованно признал Республиканское дорожное агентство (правопреемника Государственного комитета Республики Бурятия по управлению автомобильными дорогами) органом, полномочным заявлять требования о взыскании платы за проезд тяжеловесных транспортных средств по дорогам республиканского значения в силу вышеназванных правовых актов.
Факт провоза ОАО "Прима-Транс" тяжеловесного груза по автодороге Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан подтверждается материалами дела, размер взимаемой платы исчислен в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, поэтому удовлетворение исковых требований следует признать обоснованным.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2005/05 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2005/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15.12.2005 N А10-2005/05-Ф02-6404/05-С2 Суд правомерно взыскал сумму реального ущерба, поскольку ответчик, осуществляя провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения, которое выдается после внесения платы за проезд тяжеловесного транспортного средства, обязан возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плата за проезд тяжеловесного транспортного средства.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь