ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 декабря 2005 г. Дело N А19-9216/05-33-Ф02-5649/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Евдокимова А.И.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Азаровой Е.П. (доверенность N 03-14/8633 от 02.06.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Каймоновского лесхоза на решение от 29 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 4 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9216/05-33 (суд первой инстанции: Новогородский И.Б.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю., Буяновер П.И.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Каймоновского лесхоза (далее - лесхоз) 2576851 рубля, составляющих сумму недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 29 июня 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 4 октября 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, лесхоз обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом при принятии решения неполно выяснены обстоятельства дела, а именно не исследовался вопрос о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает основания для ее удовлетворения.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка лесхоза по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт от 8 декабря 2004 года N 130 и принято решение от 11 января 2005 года N 03-11-14/3 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 184228 рублей. Указанным решением лесхозу предложено уплатить сумму недоимки по налогам в размере 1545674 рублей, пени в сумме 846949 рублей и штраф в сумме 184228 рублей.
Неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке требований от 17 января 2005 года N 11-9 и N 11-10 об уплате доначисленных сумм налога, пеней и налоговых санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что налоговым органом установлена фактическая неуплата налога на добавленную стоимость и лесных податей.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в нарушение пунктов 2, 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации лесхозом не представлены документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов по НДС по налоговой ставке 0% по отгруженной продукции на экспорт в 2001 году в сумме 430466 рублей.
По договору комиссии от 21.12.1998 N 4бб92078иРМ/9090, от 24.12.1999 N 4бб92078ЛРN2033 остаток неподтвержденного экспорта на 01.01.2001 составил 8018 куб.м на сумму 2653144 рубля, отгружено лесопродукции на экспорт в 2001 году в адрес комиссионера ЗАО "Сибэкспортлес" - 1055 куб.м на сумму 2956117 рублей.
Кроме того, налоговым органом установлено, что налогоплательщиком не подтверждена экспортная выручка на 01.01.2002 в связи с непредставлением документов, подтверждающих отгрузку лесопродукции на экспорт в сумме 430466 рублей. С данной суммы НДС в размере 86093 рублей (430466 x 20%) лесхозом не исчислен и в бюджет не уплачен.
В нарушение пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации Каймоновским лесхозом занижена налоговая база в результате допущенного несоответствия показателя - выручки от реализации по данным бухгалтерского учета и выручки от реализации по данным налоговых деклараций по НДС.
Таким образом, по результатам проверки неуплата лесхозом НДС составила 1511913 руб., в том числе:
- за 2001 года: январь - 43796 руб., февраль - 69547 руб., март - 17528 руб., апрель - 132736 руб., май - 35203 руб., июнь - 32277 руб., август - 124622 руб., сентябрь - 30178 руб., октябрь - 1819 руб., ноябрь - 1239903 руб., декабрь - 238073 руб.;
- за 2002 г.: январь - 67579 руб., февраль - 25087 руб., март - 905 руб., апрель - 28673 руб., май - 100342 руб., июнь - 30589 руб., июль - 21418 руб., август - 8883 руб., октябрь - 54777 руб., ноябрь - 97485 руб., декабрь - 149279 руб.;
- за 2003 г.: февраль - 5785 руб., март - 11951 руб., апрель - 30319 руб., 6177 октябрь - 7873 руб., ноябрь - 15022 руб.
Кроме того, налоговым органом установлено занижение налогоплательщиком НДС в сумме 1073737 руб., в том числе за 2001 год - 844078 руб., за 2002 год - 581683 руб., за 2003 год завышение налога в сумме 352024 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, исчисляется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исходя из положений статей 153 - 158 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик, получив авансовые платежи или предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо оплату за частично произведенную продукцию (работы, услуги), обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров (работ, услуг), и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг).
Налогообложение операций, указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса, Российской Федерации, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Такие документы представляются в налоговые органы в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в таможенном режиме экспорта.
Согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом пункта 1 указанной статьи.
Таким образом, если налогоплательщик собрал полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, датой реализации товаров является последний день месяца, в котором эти документы собраны. Если у налогоплательщика отсутствуют необходимые документы, то датой реализации товаров является 181-й день, начиная с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
В связи с тем, что налогоплательщик не представил в налоговый орган по истечении 180 дней и до настоящего времени пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, налоговым органом правомерно произведено начисление налога в сумме 1511913 руб. по данным операциям за налоговые периоды, в которые была произведена отгрузка товара.
Согласно пункту 2 названной статьи пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в качестве объекта обложения налогом на пользователей автомобильных дорог при реализации товаров (работ, услуг) установлена выручка, полученная от осуществления названной деятельности, при осуществлении заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности - сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров.
Из материалов дела следует, что налоговым органом доначислен налог на пользователей автомобильных дорог в результате занижения выручки в размере 1441477 руб. по причине несоответствия выручки от реализации продукции, работ, услуг по данным бухгалтерского учета и выручки от реализации по стр. 010 Формы N 2 "Отчета о прибылях и убытках", что привело к неполной уплате налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 18640 руб., в том числе: за 2001 год - 14415 руб., за 2002 год - 4225 руб.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами относятся к числу федеральных налогов.
Порядок и сроки внесения платы за древесину определены Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 19.04.1994 N 25 "О порядках и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (далее - Инструкция).
Согласно пункту 34 названной Инструкции плата за древесину, отпускаемую на корню, полностью вносится в доход бюджета в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. При этом лесопользователи вносят в доход бюджета плату за древесину, отпускаемую на корню, по установленным срокам, исходя из общей стоимости древесины, отпущенной по всем лесорубочным билетам из лесосечного фонда данного года.
Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что лесопользователи ежегодно не позднее 1 марта следующего года представляют налоговым органам по месту лесопользования перерасчет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, по лесосечному фонду истекшего года по установленной форме и причитающиеся платежи перечисляют в бюджет не позднее 15 марта.
В соответствии с абзацем вторым пункта 50 Инструкции ответственность за правильность перерасчета платежей по фактическому количеству заготовленной древесины, своевременность уплаты лесных податей возлагается на плательщиков и их должностных лиц и регулируется Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.
На основании пункта 10 Инструкции ГНС РФ от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" платежи за пользование лесным фондом исчисляются лесхозами.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что по ордерам на мелкий отпуск древесины на корню за 2002 год лесхозом начислены лесные подати на сумму 6413,62 руб., которые не включены в отчет о количестве древесины, разрешенной лесопользователям к заготовке, платежах за древесину, о суммах неустоек и ущерба за лесонарушения по состоянию на 15.06.2002.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно посчитали, что доначисление лесхозу лесных податей за 2002 год и 2003 год в сумме 14381,06 руб. является правомерным.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, пришел к выводу о том, что оснований для изменения судебных актов нет, соглашаясь в полном объеме с доводами и выводами данных судов.
В кассационной жалобе налогоплательщик указывает на неполучение решения от 11 января 2005 года N 03-11-14/3 о привлечении налогоплательщика к ответственности и требований от 17 января 2005 года N 11-9 и N 11-10 об уплате доначисленных сумм налога, пеней и налоговых санкций.
Из материалов дела усматривается, что согласно описи вложения в конверт заказного письма N 00080 в адрес лесхоза (666771, п. Ручей, ул. Набережная, 45) было направлено письмо от 18 января 2005 года N 11-14/425 и требования от 17 января 2005 года N 11-9 и N 11-10. В уведомлении о вручении в графе "вручен" указано: "19 января 2005 года, Васюкова".
В материалах дела имеется протокол разногласий, подписанный директором и главным бухгалтером Каймоновского лесхоза, вынесенный 11.01.2005, то есть в одни день с вынесением решения N 03-11-14/3. Данный ненормативный акт Каймоновским лесхозом не оспаривался, поэтому факт неполучения решения налогового органа не подтверждается.
За рассмотрение дела в суде кассационной инстанции с Каймоновского лесхоза подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку последний не доказал, что он является учреждением, финансируемым из бюджета. В связи с чем с Каймоновского лесхоза подлежит взысканию государственная пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций. С учетом того, что Каймоновский лесхоз частично финансируется из бюджета, то размер госпошлины за рассмотрение дела во всех трех инстанциях судом кассационной инстанции снижается до 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 4 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9216/05-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Каймоновского лесхоза в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Председательствующий
А.И.ЕВДОКИМОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 16.12.2005 N А19-9216/05-33-Ф02-5649/05-С1 Суд правомерно удовлетворил требования налогового органа о взыскании недоимки по налогам, пеней и штрафных санкций, поскольку заявителем установлена фактическая неуплата НДС и лесных податей.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь