Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 19.12.2005 N А74-2057/05-Ф02-6338/05-С2 Судебные акты о признании недействительным конкурса на размещение государственного заказа отменены, поскольку при рассмотрении требований о признании недействительным конкурса в предмет судебного исследования должны быть включены вопросы о наличии либо отсутствии нарушений правил проведения конкурса, нарушений прав и законных интересов истца.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 декабря 2005 г. Дело N А74-2057/05-Ф02-6338/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании:
представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 370 - Лыткина О.П. (доверенности от 9 декабря 2005 года и от 12 декабря 2005 года N 16),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия на решение от 9 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2057/05 (суд первой инстанции: Кобыляцкая Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко О.Н., Мельник Л.И., Сивирина М.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авик", г. Черногорск (далее - ОАО "Авик"), обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, г. Абакан (далее - Минтранс РХ), к Федеральному государственному унитарному дорожному эксплуатационному предприятию N 370, г. Абакан (далее - ФГУ ДЭП N 370), с иском о признании результатов открытого конкурса (тендера) на строительство для государственных нужд автомобильной дороги г. Абакан - Большой Ортон - Таштагол с подъездом к г. Междуреченску на участке Изыхгол - р. Балыкса в Аскизском районе недействительными, о признании договора, заключенного по итогам открытого конкурса, ничтожным.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.06.2005 указанное исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДСУ "Сервис" как третий участник конкурса.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 августа 2005 года иск удовлетворен. Признаны недействительными конкурс, проведенный Минтрансом РХ на размещение государственного заказа по выполнению работ по строительству автомобильной дороги г. Абакан - Большой Ортон - Таштагол с подъездом к г. Междуреченску на участке Изыхгол - р. Балыкса в Аскизском районе 22.04.2005; его результаты, оформленные протоколом от 26.04.2005 N 85, и заключенный на их основании 12.05.2005 договор подряда с ФГУ ДЭП N 370.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 9 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2057/05, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд неправильно истолковал требования статей 20, 21 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУ ДЭП N 370 согласилось с ее доводами.
Представитель заявителя жалобы и ФГУ ДЭП N 370 поддержал доводы жалобы и отзыва на нее.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела N А74-2057/05, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно заявлению, материально-правовым требованием указано требование о признании результатов открытого конкурса (тендера) на строительство для государственных нужд автомобильной дороги недействительными, о признании договора, заключенного по итогам открытого конкурса, ничтожным.
В обоснование своих требований заявитель сослался на нарушение статьи 21 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", в соответствии с которой победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия. При этом истец указывает на то, что комиссией не приведены сравнительные характеристики предлагаемого качества работ, наличия оборудования, техники и трудовых ресурсов, опыта и качества работ между конкурсантами, а следовательно, нельзя признать законным и обоснованным вывод о преимуществе Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 370, позволяющем признать его победителем конкурса.
По мнению истца, им предложены наилучшие по сравнению с другими участниками конкурса условия по стоимости и срокам выполнения работ, по условиям финансирования и способу учета инфляции.
Как следует из материалов дела, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия опубликовало в газете "Хакасия" от 16.03.2005 N 46 извещение о проведении открытого конкурса (тендера) на строительство для государственных нужд: автомобильной дороги Абакан - Большой Ортон - Таштагол с подъездом к г. Междуреченску, на участке Изыхгол - р. Балыкса в Аскизском районе Республики Хакасия (лот N 1 - срок выполнения работ 2005 - 2006 годы); строительство моста через реку Балыкса на автомобильной дороге Абакан - Большой Ортон - Таштагол с подъездом к г. Междуреченску в Аскизском районе Республики Хакасия (лот N 2 - срок выполнения работ ноябрь 2005 года).
В качестве источника финансирования строительства дороги указаны федеральный бюджет и целевой бюджетный дорожный фонд Республики Хакасия, определены дата окончания приема заявок - 21.04.2005, дата проведения конкурса - 22.04.2005, срок заключения договора - в течение 20 дней после подведения итогов конкурса.
Финансирование строительства дороги в 2005 году гарантировано заложенными в бюджет Республики Хакасия на 2005 год суммами: 40000000 рублей за счет федерального бюджета и 17143000 рублей за счет республиканского бюджета по смете целевого бюджетного дорожного фонда, отраженной в Законе Республики Хакасия от 25.11.2004 N 98 "О республиканском бюджете на 2005 год", и соглашением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) с Правительством Республики Хакасия N 09-д от 11.03.2005.
В данном деле рассматриваются результаты конкурса в отношении лота N 1. Приказами Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 30.03.2005 N П-80, от 19.04.2005 N П-101 утвержден состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса (тендера).
На участие в конкурсе по лоту N 1 поступили три заявки: Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 370, открытого акционерного общества "Авик", общества с ограниченной ответственностью "ДСУ "Сервис".
Согласно протоколу от 22.04.2005 N 83 заседания конкурсной комиссии, установлена стоимость строительства - 78006170 рублей, в том числе затраты подрядчика - 65362180 рублей, затраты заказчика - 12643180 рублей, комиссией приняты заявки со следующими условиями:
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 370: стоимость работ - 64714640 рублей; условия финансирования - 20% аванс; предлагаемый способ учета инфляции - 2005 год фиксированный, 2006 - индексированный; срок выполнения работ - 02.02.2005 - 30.11.2006;
общество с ограниченной ответственностью "ДСУ "Сервис": стоимость работ - 65509490 рублей; условия финансирования - без предоплаты; предлагаемый способ инфляции - по статистическим данным; срок выполнения работ - с момента заключения договора - 2006 год;
открытое акционерное общество "Авик": стоимость работ - 60091601 рубль; условия финансирования - без предоплаты, предлагаемый способ учета инфляции - при резком увеличении цен по обоюдному согласованию; срок выполнения работ - 05.05.2005 - 12.11.2005.
В соответствии с протоколом от 26.04.2005 N 85 победителем конкурса признано Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 370.
При этом в протоколе указано на то, что при рассмотрении и оценке поданных заявок конкурсная комиссия учитывает их соответствие критериям, установленным в конкурсной документации, по стоимости, срокам выполнения работ, качеству, наличию оборудования, техники и трудовых ресурсов, необходимых для производства работ, с учетом опыта и качества работ, связанных с дорожным строительством, выполнявшимся претендентами в предшествующий период, рекомендаций основного инвестора и государственного заказчика.
Протокол также содержит особое мнение одного из членов комиссии о том, что по всем показателям конкурсных предложений наиболее выгодным является предложение общества с ограниченной ответственностью "Авик", которое и должно быть признано победителем конкурса.
Письмом от 29.04.2005 N 542-ис Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия уведомило Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 370 о принятии его конкурсного предложения на условиях, указанных в заявке от 21.04.2005, сообщило о готовности подписания договора.
Письмами от 29.04.2005 N 539-ис, N 541-ис Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия известило остальных участников конкурса о его результатах.
Распоряжением от 27.04.2005 N 38-р Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утверждена стоимость строительства объекта по результатам конкурса в сумме 77232560 рублей, из которых затраты заказчика составляют 12517920 рублей, затраты подрядчика - 64714640 рублей.
По результатам конкурса Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия с Федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием N 370 12.05.2005 заключен договор подряда N 121-05.
Не согласившись с результатами тендера, открытое акционерное общество "Авик" как один из его участников обратилось в суд с обжалованием результатов конкурса, заявляя о том, что он проведен с нарушениями статьи 21 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", которые привели к неправильному определению победителя конкурса.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" победителем открытого конкурса признается участник открытого конкурса, в заявке на участие которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Суд установил, что при наилучших из трех поступивших заявок условиях конкурсного предложения открытого акционерного общества "Авик": наименьшей стоимости работ 60000000 рублей, сокращенных сроках строительства - 191 день, согласии на любые условия финансирования, предлагаемые заказчиком без условия предоплаты, компенсации инфляционных процессов только по согласованию сторон, наличии трудовых ресурсов и техники - победителем признано Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 370, чье конкурсное предложение выглядело наименее привлекательно: стоимость работ - 64700000 рублей, срок их выполнения - 1,5 года при условии 20% аванса, повышение стоимости работ на фиксированный коэффициент инфляции в 2005 году, индексируемый - в 2006 году, при наличии техники и трудовых ресурсов. Заявка общества с ограниченной ответственностью "ДСУ "Сервис" не привлекательна для комиссии по стоимости работ 65500000 рублей, превышающей сметную стоимость строительства.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Хакасия пришел к выводу, что конкурс проведен с нарушениями статьи 21 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", которые привели к неправильному определению победителя открытого конкурса, в связи с чем требование открытого акционерного общества "Авик" о признании его результатов недействительными подлежит удовлетворению.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы недостаточно обоснованными.
Пунктами 1, 2 статьи 20 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" предусмотрено, что конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе в целях определения победителя открытого конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации. Конкурсная комиссия вправе потребовать от участников открытого конкурса разъяснения положений заявок на участие в открытом конкурсе.
В силу пункта 1 статьи 21 того же Закона победителем открытого конкурса признается участник открытого конкурса, в заявке на участие в открытом конкурсе которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
Критериями для оценки и сопоставления конкурсных заявок в информационной карте конкурсной заявки названы:
стоимость;
сроки выполнения работ;
качество (предложенное решение, обеспечивающее наилучшие качественные показатели объекта конкурса);
наличие оборудования, техники и трудовых ресурсов, необходимых для производства работ.
Арбитражный суд Республики Хакасия, удовлетворяя требования истца, указал на то, что ответчиком не представлены доказательства того, что при определении победителя конкурса комиссия руководствовалась ею же установленными критериями оценки заявок, что ею применялась какая-либо методика (голосование, подсчет баллов, дополнительные критерии) выявления победителя, давались заключения специалистов и/или членов комиссии, обладающих специальными познаниями, и т.п.
Вместе с тем данные выводы сделаны судом при отсутствии в нормах, содержащихся в Федеральном законе "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", требований по отражению указанных сведений в протоколе заседания комиссии при определении победителя конкурса.
Согласно пункту 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Таким образом, при рассмотрении требований о признании недействительным конкурса в предмет судебного исследования должны быть включены вопросы о наличии либо отсутствии нарушений правил проведения конкурса, нарушений прав и законных интересов истца.
Вопросы определения преимуществ у того или иного участника конкурса перед другими участниками не могут включаться в предмет судебного обсуждения, поскольку указанные вопросы относятся исключительно к компетенции конкурсной комиссии. Арбитражный суд Республики Хакасия в нарушение части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации включил указанные вопросы в предмет судебного исследования, вопросы же установления нарушений со стороны конкурсной комиссии правил проведения конкурса в предмет судебного исследования не были включены.
Указанные нарушения норм процессуального права привели к принятию неправильного решения по делу, в связи с чем решение от 9 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует включить в предмет судебного исследования вопросы о наличии либо отсутствии нарушений правил проведения конкурса со стороны конкурсной комиссии, нарушений прав и законных интересов истца.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 9 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2057/05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
М.Д.РЮМКИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь