ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 декабря 2005 г. Дело N А74-2070/05-Ф02-6406/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании:
представителя прокуратуры Иркутской области - Акуловой Л.К. (удостоверение N 110345),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Абазинский опытный лесхоз" на решение от 5 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2070/05 (суд первой инстанции: Кобыляцкая Н.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Агентству лесного хозяйства по Республике Хакасия, к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Геотек-Нефтехим", к Правительству Республики Хакасия о признании недействительными торгов, проведенных Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республики Хакасия в форме лесного конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда, расположенных в кварталах 9, 10 Абазинского лесничества, квартале 101 Аскизского лесничества Абазинского опытного лесхоза, оформленных протоколом от 19.08.2004 N 2; о признании ничтожным договора аренды участков лесного фонда от 24.08.2004 N 2; о признании недействительной государственной регистрации договора аренды от 24.08.2004 N 2, совершенной 28.10.2004; о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата обществом с ограниченной ответственностью "Геотек-Нефтехим" Абазинскому опытному лесхозу участков лесного фонда, расположенных в кварталах 9, 10 Абазинского лесничества, квартале 101 Аскизского лесничества Абазинского опытного лесхоза.
Определением арбитражного суда от 14 июня 2005 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Абазинский опытный лесхоз, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, муниципальное образование "Город Абаза", муниципальное образование "Таштыпский район" в лице местных администраций, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Хакасия.
Определением арбитражного суда от 1 июля 2005 года произведена замена выбывшей стороны - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Хакасия ее правопреемником - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия.
Определением арбитражного суда от 22 июля 2005 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Агентства лесного хозяйства по Республике Хакасия надлежащим ответчиком - Федеральным государственным учреждением (ФГУ) "Абазинский опытный лесхоз".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 сентября 2005 года исковые требования удовлетворены, признаны недействительными конкурс на право аренды участков лесного фонда, проведенный республиканской комиссией по проведению лесных конкурсов правительства Республики Хакасия и Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Хакасия 19.08.2004, в части предоставления в аренду участков лесного фонда, расположенных в кварталах 9, 10 лесов первой группы Абазинского лесничества, квартале 101 лесов первой группы Анзасского лесничества Абазинского опытного лесхоза, общей площадью 6 га и заключенный по его результатам договор аренды участков лесного фонда от 24.08.2004 N 2 с ООО "Геотек-Нефтехим" в силу их ничтожности. В качестве применения последствий недействительности ничтожной сделки суд обязал ООО "Геотек-Нефтехим", г. Москва, в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу передать ФГУ "Абазинский опытный лесхоз", а ФГУ "Абазинский опытный лесхоз" - принять участки лесного фонда, расположенные в кварталах 9, 10 лесов первой группы Абазинского лесничества, квартале 101 лесов первой группы Анзасского лесничества Абазинского опытного лесхоза, общей площадью 6 га в границах согласно схемам, являющимся приложениями N 2а и N 2б к договору N 2.
По истечении указанного срока участки лесного фонда подлежат принудительному изъятию и передаче ФГУ "Абазинский опытный лесхоз".
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Хакасия, Федеральное государственное учреждение "Абазинский опытный лесхоз" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 5 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2070/05 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд применил не подлежащие применению статьи 1, 7, 8, 46, 101 Земельного кодекса, неправильно истолковал статью 80 Лесного кодекса Российской Федерации.
Агентство лесного хозяйства по Республике Хакасия в своем отзыве поддержало кассационную жалобу ФГУ "Абазинский опытный лесхоз" в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Республики Хакасия просит оставить решение по делу N А74-2070/05 без изменения, так как оно соответствует нормам материального и процессуального права, судом первой инстанции при принятии решения установлены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора, всесторонне и полно исследованы доказательства по делу, им дана надлежащая правовая оценка с указанием мотивов, по которым приняты одни доказательства и отвергнуты другие.
Представитель прокуратуры Иркутской области поддержал позицию прокуратуры Республики Хакасия.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела N А74-2070/05, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о признании недействительным лесного конкурса и договора аренды, заключенного по итогам данного конкурса.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что при проведении лесного конкурса допущены нарушения:
- части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в части содержания публикации о конкурсе: в информационном сообщении отсутствуют сведения о времени (не указан час) проведения торгов, об определении лица, выигравшего торги;
- пунктов 13, 20, 21 Положения о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, утвержденного приказом Рослесхоза от 30.09.1997 N 123, в части содержания публикации о конкурсе: в информационном сообщении отсутствуют сведения о дате, до которой организатор открытого лесного конкурса имеет возможность отказаться от его проведения, информационное сообщение о конкурсе опубликовано на 30 дней позднее, чем установлено Положением;
- статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации: предоставление участков лесного фонда в аренду произведено без учета интересов проживающего в двух муниципальных образованиях населения. Согласование с главами местных администраций не заменяет эту процедуру.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 35 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, утвержденного приказом Рослесхоза от 30.09.1997 N 123, по представлению Абазинского опытного лесхоза от 11.05.2004 Правительством Республики Хакасия выставлены на лесной конкурс на право аренды участки лесного фонда лесов первой группы для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей на территории муниципальных образований "Таштыпский район" и "Город Абаза" в квартале 101 Анзасского лесничества, в кварталах 9, 10 Абазинского лесничества Абазинского опытного лесхоза на общей площади 6 га (постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2004 N 185). Проведение лесного конкурса поручено республиканской комиссии, состав которой утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 20.10.2003 N 265.
Информационное сообщение о проведении лесного конкурса опубликовано комиссией и Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природы России по Республике Хакасия в республиканской газете "Хакасия" N 134 от 17.07.2004. Информационное сообщение содержит сведения о цели предоставления в аренду участков лесного фонда - культурно-оздоровительные, туристические и спортивные, о сроке аренды - до 49 лет, стартовый размер ежегодной арендной платы - 6000 рублей, о месте расположения участков и их общей площади - в квартале 101 лесов 1-й группы Анзасского лесничества, в кварталах 9, 10 лесов 1-й группы Абазинского лесничества Абазинского опытного лесхоза на площади 6 га, дату проведения конкурса - 19 августа 2004 года, о времени и дате окончания приема заявок - 16 часов 17.08.2004, сумме задатка - 5000 рублей с банковской гарантией, адресе и контактных телефонах, по которым можно ознакомиться с условиями конкурса и получить дополнительную информацию о нем.
Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда N 5 от 19.08.2004, заявки на конкурс по вышеуказанным участкам лесного фонда поступили от ООО "Геотек-Нефтехим" и предпринимателя Ачиколова А.Ю.
Сведения о критериях выявления победителя конкурса никто из причастных к нему лиц, привлеченных к участию в деле, суду не представил, в связи с чем проверить соблюдение правил проведения конкурса в этой части не представляется возможным. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природы России по Республике Хакасия, являющееся организатором конкурса, прекратило свою деятельность 29.09.2004. Его правопреемник Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия ссылается на то, что материалы и документация, касающиеся предмета разбирательства, ему не передавались.
Победителем конкурса признано общество с ограниченной ответственностью "Геотек-Нефтехим", предложившее, как указано в протоколе заседания конкурсной комиссии N 5 от 19.08.2004, наилучшие по сравнению с предпринимателем Ачиколовым А.Ю. условия аренды - размер ежегодной арендной платы - 30000 рублей, ежегодную спонсорскую помощь школьному лесничеству - 20000 рублей, планируемое строительство комфортабельных отелей с организацией 400 рабочих мест.
По результатам конкурса и достигнутым условиям аренды конкурсной комиссией составлен протокол N 2 от 19.08.2004, на основании которого Абазинским опытным лесхозом и обществом с ограниченной ответственностью "Геотек-Нефтехим" 24.08.2004 подписан договор N 2 аренды участков лесного фонда сроком до 2053 года (на 49 лет), акт приема-передачи к нему. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 28.10.2004, как об этом свидетельствует штамп регистрации и выписка из ЕГРП.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что при проведении лесного конкурса были допущены нарушения требований пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, но потенциальные участники лесного конкурса не были лишены возможности реализовать свое право на получение информации о конкурсе и условиях его проведения, так как в опубликованном извещении о проведении лесного конкурса есть ссылка на то, что с условиями конкурса и дополнительной информацией о его проведении можно ознакомиться по указанному в сообщении адресу и контактным телефонам.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проведением и результатами лесного конкурса нарушены принципы земельного и лесного законодательства, предусматривающие приоритет сохранения земель, занятых лесами первой группы (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации), изъятия этих земель только для государственных и муниципальных нужд и только в исключительных случаях (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации), целевого использования земель лесного фонда (статьи 7, 8, 46 Земельного кодекса Российской Федерации), установления порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий (статьи 55, 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы обоснованными и правомерными.
Судом первой инстанции установлено, что на конкурс выставлено право аренды участков лесного фонда, занятых лесами первой группы, прерогативой изъятия которых или правом перевода из лесных земель в нелесные или земли иной категории обладает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации.
По условиям лесного конкурса участки лесного фонда, занятые лесами первой группы, предоставлялись в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Пункт 3 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает ограничения по изъятию земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, в частности изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
По условиям лесного конкурса участки лесного фонда, занятые лесами первой группы, предоставлялись в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (информационное сообщение, опубликованное в газете "Хакасия" от 17 июля 2004 года, постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2004 N 185).
Конкурсное предложение, поступившее от ООО "Геотек-Нефтехим", включало в себя строительство комфортабельного отеля на 125 мест на берегу р. Абакан и турбазы на берегу р. Она. Данное предложение оценено конкурсной комиссией по проведению лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда при принятии решения о победителе конкурса (протокол N 5 от 19 августа 2005 года).
Довод кассационной жалобы о безотносительности конкурсного предложения ООО "Геотек-Нефтехим" по строительству отеля к участкам лесного фонда, предоставленным в аренду, опровергается тем, что в тексте конкурсного предложения указаны места размещения отеля на берегу реки Абакан, место размещения турбазы - берег р. Она. Из схем участков лесного фонда, предоставленных в аренду (приложения N 2 "а" и N 2 "б" к договору аренды участков лесного фонда N 2 от 24.08.2005) следует, что участок в кварталах 9, 10 Абазинского лесничества расположен на берегу р. Абакан, участок в квартале 101 Анзасского лесничества Абазинского опытного лесхоза располагается на берегу реки Она. Более того, само ООО "Геотек-Нефтехим" в отзыве на исковое заявление указало, что общество ведет строительство базы отдыха, которое оно вынуждено приостановить в связи с настоящим иском.
Отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что при предоставлении участка лесного фонда в аренду соблюдено требование Лесного кодекса Российской Федерации о гласности и учете интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ представительный орган местного самоуправления обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Прокурор представил доказательства того, что в нарушение данной нормы закона вопрос о возможности предоставления вышеуказанных участков лесного фонда в аренду на сессиях Абазинского городского Совета депутатов и Совета депутатов муниципального образования "Таштыпский район" не рассматривался, решение по нему не принималось (письмо Совета депутатов муниципального образования "Таштыпский район" N 19 от 30.03.2005, письмо администрации г. Абаза N 393-13 от 30.03.2005).
В дальнейшем действия главы муниципального образования "Город Абаза" по признанию лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда недействительным одобрены Абазинским городским Советом депутатов (решение от 19 мая 2005, выписка из протокола второй очередной сессии Абазинского городского Совета депутатов от 19.05.2005).
Не использовались инициаторами проведения конкурса по предоставлению участков лесного фронда в аренду и иные формы реализации принципов гласности и учета интересов местного населения, предусмотренные Уставом муниципального образования "Город Абаза", действующим в момент подготовки и проведения конкурса: проведение общих собраний (сходов), конференций граждан, опросы населения (принят решением Абазинского городского Совета депутатов от 14 декабря 1999 г. N 46).
Учитывая, что при принятии решения по делу арбитражным судом нарушения норм материального и норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения по делу, допущено не было, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 сентября 2005 года по делу N А74-2070/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
М.Д.РЮМКИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 20.12.2005 N А74-2070/05-Ф02-6406/05-С2 Суд правомерно признал недействительным конкурс на право аренды участков лесного фонда, поскольку проведением и результатами лесного конкурса были нарушены принципы земельного и лесного законодательства, предусматривающие приоритет сохранения земель, занятых лесами первой группы, изъятия этих земель только для государственных и муниципальных нужд и только в исключительных случаях, целевого использования земель лесного фонда.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь