Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 21.12.2005 N А19-11778/04-24-Ф02-6475/05-С1 Суд правомерно признал недействительным требование налогового органа о взыскании налога на прибыль, пеней за счет денежных средств налогоплательщика, поскольку налоговый орган обязан документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате налога и несвоевременности ее исполнения налогоплательщиком, а также обосновать расчет пеней в исчисленной сумме.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 декабря 2005 г. Дело N А19-11778/04-24-Ф02-6475/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Евдокимова А.И., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области - Волошенко Д.С. (доверенность N 03-18/15165 от 29.06.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области на решение от 29 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11778/04-24 (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.; суд апелляционной инстанции: Белоножко Т.В., Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ангарскнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными требования об уплате налога N 4218 по состоянию на 26 марта 2004 года, решения от 14 мая 2004 года N 1427 о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - организации на счетах в банке Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ангарску Иркутской области, преобразованной в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области (далее - налоговая инспекция).
Решением суда первой инстанции от 29 июля 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года решение оставлено без изменения.
Налоговая инспекция, не согласившись с выводами, изложенными в судебных актах, принятых по настоящему делу, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом сделан необоснованный вывод о несоответствии оспариваемого требования положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данное требование содержит все обязательные реквизиты: размер пеней, срок уплаты налога, срок исполнения требования, основания взимания налога, ссылку на нормы законодательства о налогах и сборах, которыми установлена обязанность по уплате налогов, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N 79938 от 05.12.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя налоговой инспекции и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией в адрес общества направлено требование об уплате налога N 4218, согласно которому налогоплательщику в срок до 19.04.2004 предложено уплатить имевшуюся по состоянию на 26.03.2004 задолженность по пеням: по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 112762 рублей 19 копеек, по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 48724 рублей 91 копейки, по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 184114 рублей 76 копеек.
В связи с неисполнением налогоплательщиком указанного требования в установленный срок налоговой инспекцией в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение от 14 мая 2004 года N 1427 о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - организации на счетах в банке.
Общество, полагая, что ненормативные правовые акты инспекции противоречат нормам действующего законодательства о налогах и сборах, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого требования нормам статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также о пропуске инспекцией срока направления требования на сумму задолженности по пеням. На основании аналогичных выводов судом апелляционной инстанции решение от 29 июля 2005 года оставлено без изменения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекс Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, для подтверждения законности включения в требование об уплате налога сумм пеней налоговый орган обязан документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате налога и несвоевременности ее исполнения налогоплательщиком, а также обосновать расчет пеней в исчисленной сумме.
Требование налоговой инспекции от 26 марта 2004 года N 4218 не содержит данных о размере недоимки, на которую начислены пени, указания на дату, с которой произведено начисление, а также о ставках пеней, что в силу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", не позволяет определить сумму недоимки, на которую произведено начисление пеней, проверить ее действительность и обоснованность исчисления пеней.
В соответствии с положениями статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Поскольку требование инспекции от 26 марта 2004 года N 4218 не соответствует закону, у инспекции отсутствовали правовые основания для взыскания сумм пеней за счет денежных средств общества на счетах в банках в порядке, установленном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты изменению или отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11778/04-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
М.А.ПЕРВУШИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь