Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 23.12.2005 N А19-30615/04-9-Ф02-6515/05-С2 Суд правомерно взыскал убытки, возникшие в результате предоставления льгот по перевозке граждан железнодорожным транспортом, поскольку государство не исполнило в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 декабря 2005 г. Дело N А19-30615/04-9-Ф02-6515/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства финансов Российской Федерации - Григорчук Н.В. (доверенность N 14-11/13 от 30.08.2005), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Царенковой А.М. (доверенность N 320/955 от 21.12.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области на решение от 28 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30615/04-9 (суд первой инстанции: Мойбенко А.Г.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Белоножко Т.В., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области о взыскании убытков, возникших в результате предоставления с 01.04.2003 по 01.05.2003 льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере 3355653 рублей 10 копеек.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление социальной защиты населения администрации Иркутской области.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области убытки в сумме 29949337 рублей за период с 01.04.2003 по 31.12.2003.
Решением от 28 июля 2005 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" 29949337 рублей в возмещение расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате услуг железнодорожного транспорта.
Суд апелляционной инстанции 24 октября 2005 года решение от 28 июля 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 28 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены: пункт 3 статьи 2, статьи 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 165, 167, 171, 175, положения главы 22, статьи 234, 239, 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 30 Федерального закона "О связи", пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 2 статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год".
Заявитель считает, что действующим законодательством не предусмотрено применение к спорным правоотношениям гражданско-правовых норм. Истцом не доказано наличие состава гражданского правонарушения, незаконность действий Министерства финансов либо его должностных лиц, повлекших причинение истцу убытков, не установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Главным финансовым управлением Иркутской области были распределены поступившие денежные средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" между муниципальными образованиями Иркутской области в полном объеме.
Арбитражный суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнения), материально-правовым требованием указано требование о взыскании с ответчика убытков, возникших в результате предоставления льгот при перевозке граждан железнодорожным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в сумме 29949337 рублей за период с 01.04.2003 по 31.12.2003.
Основанием иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, понесенных истцом за период с 01.04.2003 по 31.12.2003 в связи с предоставлением льгот по перевозке граждан железнодорожным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование своих требований истец представил купоны железнодорожных билетов.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на то, что законодательством не предусмотрено применение гражданско-правовых норм к отношениям, регулируемым бюджетным законодательством, недоказанность наличия состава гражданского правонарушения, исполнение в полном объеме обязательств по распределению между муниципальными образованиями Иркутской области денежных средств на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по возмещению расходов по оказанию транспортных услуг инвалидам возложена на Российскую Федерацию в силу статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с неисполнением Российской Федерацией обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" расходы истца по предоставлению льгот по перевозке граждан железнодорожным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не были компенсированы.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Статьями 31 и 32 указанного Закона установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут ответственность за нарушение прав инвалидов.
Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО "Российские железные дороги" убытков.
Арбитражный суд Иркутской области, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и признал требования ОАО "Российские железные дороги" о взыскании убытков с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.
Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 28 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30615/04-9 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30615/04-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь