Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 23.12.2005 N А19-8194/05-6-Ф02-6511/05-С2, А19-8194/05-6-Ф02-6600/05-С2 Суд правомерно взыскал убытки в виде недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 декабря 2005 г. Дело N А19-8194/05-6-Ф02-6511/05-С2

А19-8194/05-6-Ф02-6600/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании представителей:
товарищества собственников жилья "Жилсервис" - Ермакова С.В. (доверенность от 19.12.2005),
Министерства финансов Российской Федерации - Григорчук Н.В. (доверенность в порядке передоверия N 14-11/13 от 13.08.2005),
Главного финансового управления Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность N 08-35/147 от 29.08.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 18 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 28 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8194/05-6 (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Сорока Т.Г., Дягилева И.П.),
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Жилсервис" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан г. Иркутска о взыскании 77780 рублей 35 копеек убытков в виде неполученных доходов в результате предоставления льгот населению по оплате за жилье и коммунальные услуги. В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска и Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области. Заявлением от 05.07.2005 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования, просил взыскать с ответчиков 53424 рубля 42 копейки.
Решением от 18.07.2005 исковые требования удовлетворены, в пользу истца взыскано с Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области 23766 рублей 82 копейки - затраты по исполнению ФЗ "О ветеранах", с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - 29657 рублей 60 копеек расходов по исполнению ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Постановлением апелляционной инстанции от 28 сентября 2005 года решение оставлено без изменений.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Министерство финансов Российской Федерации просит отменить решение от 18 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 28 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8194/05-6.
Главное финансовое управление Иркутской области просит отменить решение от 18 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 28 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8194/05-6 в части взыскания с Иркутской области в лице ГФУ области за счет средств казны Иркутской области в сумме 23766,82 рубля, отказать в удовлетворении исковых требований к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области.
Министерство финансов Российской Федерации считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, обязательства, возложенные на Министерство финансов Российской Федерации по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выполнены в полном объеме.
Главное финансовое управление Иркутской области считает недоказанными истцом факт и размер понесенных расходов. Заявитель полагает, что сумма льгот не является выпадающим доходом истца и не составляет сумму убытков, незаконное бездействие с его стороны отсутствует. Кроме того, суд не учел положения статей 83, 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год".
В кассационной жалобе Главное финансовое управление Иркутской области ссылается на нарушение статей 15, 16, 401, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 83, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационные жалобы ТСЖ "Жилсервис" указывает, что вынесенные судебные акты являются законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, так как они соответствуют нормам материального и процессуального права.
Присутствующие в судебном заседании представители заявителей кассационных жалоб поддержали их доводы.
Представитель истца поддержал доводы отзыва.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела N А19-8194/05-6, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 23766,82 рубля (с учетом уточнений), возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральному закону "О ветеранах", и 29657 рублей 60 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска указано неисполнение ответчиками в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги лицам, имеющим права на получение льгот во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Жилсервис" при осуществлении своей уставной деятельности предоставляло ветеранам войны и труда и инвалидам, проживающим в домах, расположенных в г. Иркутске, в 2004 году предусмотренные статьями 14 - 22 Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% тарифа.
Между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска и ТСЖ "Жилсервис" 30.09.2004 заключен договор N 221-66-538/4 на возмещение расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с реализацией в том числе Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 5.1 договора его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2004, и действует до 31.12.2004 (л.д. 43 - 45, т. 1).
Из имеющихся в материалах дела документов (акты сверки - л.д. 41 - 42, расшифровки к отчету о суммах расходов, подлежащих возмещению от предоставления льгот по оплате за коммунальные услуги - л.д. 19 - 39, т. 1) Арбитражный суд Иркутской области установил, что истец в 2004 году предоставлял льготы ветеранам и инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в сумме 53424 рублей 42 копеек, в том числе: 23766 рублей 82 копейки по исполнению Федерального закона "О ветеранах", 29657 рублей 60 копеек по исполнению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с учетом уточнения иска от 05.07.2005.
Следовательно, истец недополучил по вине Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области стоимость оказанных им в 2004 году услуг. Поэтому истец и обратился с требованием о возмещении понесенных им и некомпенсированных расходов в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истец в 2004 году взимал плату за жилье и коммунальные услуги на льготных условиях с лиц, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". В связи с чем истец понес определенные расходы, подлежащие возмещению за счет субъекта Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам вытекает из прямого указания закона и возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" расходы истца по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не были возмещены. Расходы по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложены законом на Российскую Федерацию.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации права требования их возмещения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы правомерными и обоснованными.
Арбитражный суд Иркутской области установил, что размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчики, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных ветеранам, инвалидам услуг, не представили. Спора по объему и стоимости оказанных услуг между сторонами нет.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" порядок возмещения расходов на реализацию льгот утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", а не подпункты "а" и "б" пункта 2 статьи 10.
------------------------------------------------------------------
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 статьи 10 названного Закона расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам (независимо от вида жилищного фонда) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понесенные ТСЖ "Жилсервис" расходы по предоставлению ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны возмещаться за счет средств бюджета Иркутской области.
В целях установления порядка реализации льгот, предусмотренных законом, а также порядка возмещения расходов, связанных с их предоставлением, в Иркутской области принято постановление губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N 219-п "О порядке возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии с указанным постановлением губернатора Иркутской области финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, установленной законодательством Иркутской области и коммунальных услуг, осуществляется за счет субсидий, передаваемых из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований на реализацию ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с Приложением 10 к Закону Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 год" муниципальному образованию "Город Иркутск" выделены субсидии на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в размере 115713000 рублей. Согласно информации о перечислении в 2004 году средств субсидии на реализацию Федерального закона "О ветеранах" из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Иркутск", сумма в размере 115713000 рублей перечислена в полном объеме (л.д. 74, т. 1).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", действие которого продлено на 2004 год постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80, установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из Фонда компенсаций.
Согласно приложению N 14 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Иркутской области в 2004 году выделено 537921000 рублей. Приложением N 11 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" полученные и отраженные в соответствующем бюджете денежные средства, направленные на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" распределены получателем в полном объеме, в том числе муниципальному образованию "Город Иркутск" выделено 89197000 рублей.
Федеральным законом "О внесении изменений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" N 136-ФЗ от 10.11.2004 на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Иркутской области дополнительно выделено 348645000 рублей, в том числе на оплату льгот ЖКУ 92636000 рублей. Названные денежные средства распределены между муниципальными образованиями распоряжением губернатора области от 03.12.2004 N 520-р, муниципальному образованию "Город Иркутск" дополнительно выделено 38376000 рублей. Материалами дела подтверждено, что Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска выделенные средства распределены в полном объеме.
Обязанность коммерческой организации оказать ветеранам и инвалидам коммунальные услуги по льготным ценам вытекает из норм гражданского законодательства, вместе с тем обязанность государства, его субъектов и муниципальных образований возместить стоимость этих услуг вытекает из норм публичного права.
Таким образом, отношения сторон по возмещению расходов, связанных с предоставлением ветеранам войны и труда и инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг относятся к гражданско-публично-правовым отношениям, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с требованиями статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" не предусматривают возможность неполного компенсирования расходов, понесенных в связи с исполнением названных Законов.
Таким образом, поскольку выделенные в 2004 году из федерального и областного бюджета средства не компенсировали в полном объеме убытки, понесенные истцом при реализации Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации", Арбитражный суд Иркутской области обоснованно удовлетворил исковые требования ТСЖ "Жилсервис" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании невозмещенных расходов, понесенных вследствие предоставления ветеранам и инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета и бюджета Иркутской области.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков. Решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 28 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8194/05-6 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
М.Д.РЮМКИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь