Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 27.12.2005 N А19-10658/05-24-Ф02-6469/05-С1 Суд правомерно отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций за неуплату НДС, поскольку в связи с неполучением требования о представлении документов обязанность по его исполнению у налогоплательщика не возникла.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 декабря 2005 г. Дело N А19-10658/05-24-Ф02-6469/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Евдокимова А.И., Первушиной М.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2005 года по делу N А19-10658/05-24 (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ТСП" (далее - общество) суммы налоговой санкции в размере 10787 рублей 20 копеек.
Решением суда первой инстанции от 30 августа 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Налоговая инспекция, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт, принятый по настоящему делу, отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению налоговой инспекции, поскольку обществом по требованию налоговой инспекции, направленному по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не представлены документы, подтверждающие обоснованность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 50936 рублей, доначисление указанной суммы налога, начисление соответствующей суммы пени и привлечение общества к ответственности, предусмотренной статьями 122, 126 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что у налогового органа отсутствует обязанность истребовать документы, на основании которых применены налоговые вычеты, поскольку обязанность подтверждать правомерность и обоснованность вычетов по налогу на добавленную стоимость возложена на налогоплательщика.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, а также правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2004 года.
При проведении проверки налоговой инспекцией по адресу налогоплательщика, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, направлено требование от 28.10.2004 N 10-27/16333 о представлении документов, подтверждающих правильность исчисления и уплату налога.
В связи с непредставлением обществом истребуемых документов, необходимых для проведения проверки, и неподтверждением правомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации за III квартал 2004 года, налоговой инспекцией вынесено решение от 30 декабря 2004 года N 10-32/7776-7777-785 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 10187 рублей 20 копеек за неуплату указанного налога в сумме 50936 рублей, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 600 рублей за непредставление документов, необходимых для проведения проверки. Данным решением помимо указанных сумм налога и налоговых санкций налогоплательщику предложено уплатить сумму пени в размере 1446 рублей 58 копеек.
На основании вынесенного решения налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования от 31.12.2004 N 3994, N 14-25/889 об уплате налоговой санкции, которыми обществу предложено в десятидневный срок с момента получения данных требований уплатить соответствующие суммы налоговой санкции.
Неисполнение обществом указанных требований явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о взыскании сумм налоговых санкций в принудительном порядке.
Арбитражным судом установлено, что у общества отсутствовала возможность исполнить требование налоговой инспекции о представлении документов в связи с неполучением почтового отправления, которым направлялось указанное требование.
На основании пунктов 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налоговых вычетов, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В силу пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Неуплата или неполная уплата налога на добавленную стоимость в результате уменьшения исчисленной суммы налога на неправомерно примененные налоговые вычеты образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вывод о неправомерности уменьшения обществом суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной за III квартал 2004 года, на налоговые вычеты по причине неподтверждения обоснованности их применения сделан налоговой инспекцией исходя из факта непредставления налогоплательщиком документов. При этом инспекцией в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, подтверждающие факт получения обществом требования о представлении документов.
Таким образом, арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что в связи с неполучением требования о представлении документов обязанность по его исполнению у налогоплательщика не возникла.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у налогового органа обязанности истребовать документы, на основании которых применены налоговые вычеты, так как обязанность подтверждать правомерность и обоснованность вычетов по налогу на добавленную стоимость возложена на налогоплательщика, не может быть принят во внимание, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, устанавливающих обязанность налогоплательщика одновременно с налоговой декларацией самостоятельно представлять в адрес налогового органа документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов, отраженных в данной декларации, за исключением положений статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, которые не регулируют спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для изменения или отмены судебного акта, принятого по настоящему спору.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2005 года по делу N А19-10658/05-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
М.А.ПЕРВУШИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь