ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 декабря 2005 г. Дело N А10-807/05-Ф02-6697/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Палащенко И.И., Уманя И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия - Богдашевой В.И. (доверенность N 122 от 08.12.2005), Казанцевой М.Г. (доверенность от 26.12.2005), Яковлева В.И. (удостоверение N 0672),
от ответчиков: Комитета по управлению имуществом г. Улан-Удэ - Дондуковой Д.Б. (доверенность N 86 от 22.09.2001),
от третьего лица: муниципального унитарного предприятия "Гостиничный комплекс "Бурятия" - Жигимонт О.В. (доверенность N 50-1 от 28.04.2005), Бухарметова Р.Р. (доверенность N 52-1 от 05.05.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Улан-Удэ на решение от 18 июля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-807/05 (суд первой инстанции: Баяртуев Б.Б.; суд апелляционной инстанции: Хориноева Р.Р., Вишнякова Т.П., Марактаева И.Г.),
резолютивная часть постановления кассационной инстанции объявлена 26 декабря 2005 года, постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2005 года,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Комитету по управлению имуществом г. Улан-Удэ (далее - КУИ г. Улан-Удэ), Государственному комитету имущественных отношений РБ (далее - ГКИ РБ) о признании права собственности Российской Федерации на здание гостиничного комплекса "Бурятия", общей площадью 11896,8 кв.м, с ресторанным блоком площадью 5045,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 47 "а".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Гостиничный комплекс "Бурятия".
В ходе судебного разбирательства уточнено наименование истца - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия (далее - ФАУФИ по РБ).
Решением от 18 июля 2005 года иск удовлетворен.
Постановлением от 27 сентября 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет по управлению имуществом города Улан-Удэ обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18 июля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия отменить.
По мнению заявителя, арбитражный суд сделал неправильный вывод о том, что спорный объект является федеральной собственностью и включен в пункт 6 приложения N 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991. Доказательств нахождения объекта гостиничного хозяйства в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации истцом не представлено.
Податель жалобы указывает на то, что право муниципальной собственности на спорное имущество возникло в установленном порядке.
КУИ г. Улан-Удэ считает, что срок исковой давности следует исчислять с июля 1992 года, когда был составлен перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, подготовка и строительство гостиничного комплекса "Бурятия" начаты в 1976 - 1977 гг.
Финансирование проектно-изыскательских, строительно-монтажных и других работ производилось только за счет средств Российской Федерации, что подтверждается справкой Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РБ от 19.11.2002 N 2-9-713, ответом Министерства экономического развития и внешних связей РБ от 02.03.2004.
11.02.1992 постановлением Верховного Совета Бурятской АССР N 188-XII спорное недвижимое имущество было отнесено к республиканской собственности как объект ЖКХ.
30.06.1992 Государственным комитетом по управлению имуществом РБ был утвержден пообъектный состав имущества, передаваемого в муниципальную собственность, в который включена и гостиница "Бурятия" как недостроенный объект бытового обслуживания.
Актом государственной приемочной комиссии от 28.12.1993 гостиничный комплекс "Бурятия" введен в эксплуатацию.
Полагая, что спорное здание не является муниципальной собственностью согласно приложениям 1 - 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1 - 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В силу названного постановления ВС РФ исключительно к муниципальной собственности отнесены объекты, перечисленные в приложении N 3 к постановлению, в том числе учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.
Из материалов дела видно, что гостиница "Бурятия" не относится к вышеуказанным объектам, передача спорного имущества в муниципальную собственность в соответствии с вышеуказанным положением не производилась.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Необоснованным следует признать довод подателя жалобы о том, что право муниципальной собственности на спорное имущество возникло в установленном порядке.
На основании пункта 3 постановления ВС РФ N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях N 1 - 3 к постановлению, до момента определения собственника относятся к федеральной собственности.
Доказательств правомерности включения спорной гостиницы как объекта незавершенного строительства в перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность, заявителем не представлено.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает вывод Арбитражного суда Республики Бурятия о принадлежности имущества к федеральной собственности соответствующим постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и изменению не подлежат, а кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 июля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 27 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-807/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.П.ВАСИНА
Судьи:
И.И.ПАЛАЩЕНКО
И.Н.УМАНЬ
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 30.12.2005 N А10-807/05-Ф02-6697/05-С2 Суд правомерно удовлетворил исковые требования о признании права собственности на недвижимое имущество, поскольку доказательств обоснованности включения спорной гостиницы как объекта незавершенного строительства в перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность, заявителем не представлено.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь