ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 января 2006 г. Дело N А19-8798/05-24-Ф02-6571/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - представителя Азаровой Е.Л. (доверенность N 03-14/8633 от 02.06.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 18 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8798/05-24 (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Белоножко Т.В., Дягилева И.П.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сиблессервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 25.03.2005 N 14 в части уменьшения подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость на сумму 1029977 рублей.
Решением суда от 18 июля 2005 года заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 17 октября 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение.
В кассационной жалобе заявитель указывает на правомерность уменьшения заявленного обществом к возмещению налога на добавленную стоимость.
По мнению налогового органа, общество в нарушение пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации неправильно распределяло суммы налоговых вычетов, приходящихся на внутренний рынок и экспорт.
Также инспекция указывает, что ею было принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а не о привлечении к налоговой ответственности, поэтому полагает неправильным вывод арбитражного суда о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению инспекции, в акте выездной налоговой проверки и в решении указаны обстоятельства допущенных нарушений и подтверждающие их документы.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, указывая, что применяемый им метод распределения налоговых вычетов пропорционально выпущенной продукции при проведении камеральных проверок инспекцией признан обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено (уведомление от 28.12.2005 N 73968), своих представителей на судебное заседание не направило.
В судебном заседании 29 декабря 2005 года на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 10 января 2006 года. После перерыва представитель инспекции в судебное заседание не явился.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Общество оспаривает решение N 14, принятое инспекцией 25.03.2005 по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов на добавленную стоимость, с продаж за период с 01.10.2002 по 31.12.2003. Данным решением отказано в привлечении общества к налоговой ответственности, уменьшено возмещение налога на добавленную стоимость на сумму 1029977 рублей.
Согласно акту проверки от 02.03.2005 N 8, основанием уменьшения сумм налога, подлежащего возмещению, инспекция указала завышение обществом налоговых вычетов, в том числе за четвертый квартал 2002 года в размере 37707 рублей в связи с отсутствием операций, подлежащих налогообложению, за 2003 год в размере 341989 рублей в связи с отсутствием товаросопроводительных документов, подтверждающих факт оприходования и транспортировку груза, в размере 650281 рубля в результате неверного распределения входного налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям.
Арбитражный суд, признавая незаконным решение инспекции, исходил из того, что обществом налоговые вычеты применены в соответствии с положениями статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. По этим же основаниям суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога на добавленную стоимость по итогам каждого налогового периода.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, подлежащих налогообложению.
Такие налоговые вычеты согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации производятся на основании счетов-фактур, составленных и выставленных поставщиками товаров (работ, услуг) в установленном законодательством порядке, и документов, подтверждающих оплату и принятие на учет налогоплательщиком этих товаров (работ, услуг).
Из содержания указанных норм следует, что предъявление сумм налога к вычету связано с приобретением товаров (работ, услуг), их фактической оплатой с учетом налога на добавленную стоимость, а также с целью их приобретения.
Налоговым органом приобретение обществом товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению, принятие их к учету и оплата с учетом налога на добавленную стоимость не оспаривается.
При определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, уменьшается на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 названного Кодекса. При этом применение налоговых вычетов не ставится в зависимость от реализации в соответствующем налоговом периоде товаров (работ, услуг), при приобретении которых была уплачена налогоплательщиком сумма налога, подлежащая вычету.
В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога за соответствующий налоговый период образующаяся положительная разница, как следует из пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 названного Кодекса.
Арбитражный суд обоснованно признал, что общество вправе было применить за четвертый квартал 2002 года вычеты налога, уплаченного поставщикам за приобретенные товары (работы, услуги), при соблюдении условий, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) в данном налоговой периоде.
Также суд признал неправомерным вывод налогового органа о необоснованности применения обществом налоговых вычетов за 2003 год в размере 341989 рублей в связи с отсутствием товаросопроводительных документов, подтверждающих факт оприходования и транспортировки груза.
Арбитражным судом установлено, что налогоплательщиком принятие на учет товаров, приобретенных у названного поставщика, подтверждается товарными накладными формы ТОРГ-12.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма N ТОРГ-12 "Товарная накладная", которая составляется в двух экземплярах, один из которых передается покупателю и является основанием для оприходования этих ценностей.
Инспекцией не опровергнут факт принятия обществом на учет товара, приобретенного у поставщика на основании товарной накладной. При этом налоговым органом в акте выездной налоговой проверки и в оспариваемом решении не приведены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии хозяйственных операций, в связи с осуществлением которых обществом заявлены налоговые вычеты, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Такие доказательства не были представлены инспекцией и при рассмотрении дела в арбитражном суде.
Налоговый орган в обоснование вывода о неправильном распределении налоговых вычетов по экспортной продукции и продукции, реализованной на внутреннем рынке, ссылается на нарушение обществом положений пункта 4 статьи 170, пункта 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно принятой обществом учетной политике для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговые вычеты по экспортной и неэкспортной продукции распределяются пропорционально объему выпущенной продукции, а налоговые вычеты, непосредственно относящиеся к реализации экспортной продукции, относятся только к этим операциям.
Данный порядок распределения налоговых вычетов между операциями, облагаемыми по различным налоговым ставкам, является экономически обоснованным.
Пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок распределения сумм налога, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, поэтому ссылка налогового органа на нарушение обществом данной правовой нормы при распределении налоговых вычетов при осуществлении операций, облагаемых по различным налоговым ставкам, является необоснованной. Между тем применяемый обществом порядок распределения налоговых вычетов по существу не противоречит положениям пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 171 и пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлены право налогоплательщика на применение вычетов при проведении строительно-монтажных работ и порядок их применения.
В акте налоговой проверки и в оспариваемом решении инспекции не указаны обстоятельства, свидетельствующие о применении обществом налоговых вычетов при проведении строительно-монтажных работ в нарушение вышеприведенных правовых норм, а также документы, подтверждающие эти обстоятельства. Такие обстоятельства и подтверждающие их документы в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приведены налоговым органом и при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях.
С учетом изложенного арбитражный суд сделал правильный вывод о неправомерности решения инспекции в части отказа в возмещении обществу налога на добавленную стоимость, поэтому обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 17 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8798/05-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.М.ЮДИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 10.01.2006 N А19-8798/05-24-Ф02-6571/05-С1 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа об уменьшении подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость, так как налогоплательщиком налоговые вычеты применены в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь