Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 17.01.2006 N А10-2320/05-Ф02-6886/05-С2 Суд правомерно взыскал расходы, связанные с перевозкой пассажиров, пользующихся льготами, поскольку истец в спорный период при осуществлении своей производственной деятельности предоставлял льготы инвалидам, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, так как обязанность по компенсации реальных расходов вытекает из прямого указания закона.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 января 2006 г. Дело N А10-2320/05-Ф02-6886/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Грешилова С.С. (доверенность N 320/843 от 11.11.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции от 14 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2320/05 (суд первой инстанции: Казанцев С.Л.; суд апелляционной инстанции: Буркова О.Н., Вишнякова Т.И., Доржиев Э.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Восточно-Сибирской железной дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству труда и социального развития Республики Бурятия и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков, связанных с перевозкой в 2003 году пассажиров, пользующихся льготами, предоставленными Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере 5127303 рублей 20 копеек.
Решением от 10 августа 2005 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14 октября 2005 года решение суда первой инстанции отменено, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО "РЖД" взыскано 5127303 рубля 20 копеек, составляющих сумму убытков.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 10 августа 2005 года.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, истцом не доказано противоправное бездействие Российской Федерации. Денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на льготы, выделены в полном объеме.
Положения статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении Российской Федерации неприменимы в связи с отсутствием причинной связи между действиями Российской Федерации и причиненными истцу убытками.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возразил против доводов кассационной жалобы, считая обжалуемое постановление апелляционной инстанции законным.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого постановления апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о возмещении убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по проезду на железнодорожном транспорте инвалидам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска истец указал неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов за 2003 год перевозчику в связи с предоставлением льгот по оплате билетов гражданам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование исковых требований представлены копии: реестров оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях за период с апреля по декабрь 2003 года, сводного реестра, расчет суммы исковых требований.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что требования истца являются несостоятельными, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями Российской Федерации и наступившими последствиями.
Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о том, что истец не доказал обстоятельств в подтверждение факта противоправного поведения Министерства труда и социального развития Республики Бурятия и вины последнего в неполучении компенсации предоставленных льгот.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, посчитав его выводы ошибочными, удовлетворил исковые требования, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 5127303 рубля 20 копеек, составляющих сумму убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и считает их законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Статьями 31 и 32 указанного Закона установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут ответственность за нарушение прав инвалидов.
Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО "РЖД" убытков.
Суд апелляционной инстанции Республики Бурятия, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и признал требования ОАО "РЖД" о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - расчетами истца, реестрами оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях за период с апреля по декабрь 2003 года, сводными реестрами.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что судом апелляционной инстанции Республики Бурятия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.
Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что постановление апелляционной инстанции от 14 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2320/05 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 14 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2320/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Судьи:
М.Д.РЮМКИНА
Л.М.СОКОЛОВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь