Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 17.01.2006 N А10-2583/05-Ф02-6893/05-С2 Суд правомерно взыскал расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот по абонентской плате ветеранам, поскольку истец в спорный период при осуществлении своей производственной деятельности предоставлял льготы ветеранам при оплате услуг связи, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, так как обязанность по компенсации реальных расходов вытекает из прямого указания закона.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 января 2006 г. Дело N А10-2583/05-Ф02-6893/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,
представители сторон в судебном заседании не присутствовали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 5 августа 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 22 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2583/05 (суд первой инстанции: Аюшеева Е.М.; суд апелляционной инстанции: Хориноева Р.Р., Вишнякова Т.П., Марактаева И.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству труда и социального развития Республики Бурятия, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением федерального казначейства по Республики Бурятия, о взыскании 35961 рубля 93 копеек, составляющих сумму убытков, связанных с предоставлением льгот ветеранам по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
До принятия решения по делу истец отказался от требований к Министерству труда и социального развития Республики Бурятия. Отказ принят арбитражным судом.
Решением суда первой инстанции от 5 августа 2005 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "РЖД" взыскано 35961 рубль 93 копейки.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 сентября 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению Управления федерального казначейства по Республике Бурятия, арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права: статьи 71, 105 Конституции Российской Федерации, статьи 34, 83, 158, 180, 228, 233, 234, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 124, 125, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 30 Федерального закона "О связи", статья 10 Федерального закона "О ветеранах", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", статьи 65, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (в ред. постановления Правительства РФ от 28.02.2002 N 137 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85, от 14.02.2004 N 80), постановление Правительства от 14.02.2004 N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 30 Федерального закона от 16 февраля 1995 года "О связи", пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 2 статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В ходе исполнения закона о бюджете на 2004 год Правительством Российской Федерации по представлению главных распорядителей бюджетных средств могут вноситься изменения в бюджетную роспись, в связи с чем суду необходимо исследовать в полном объеме обстоятельства реализации Министерством труда и социального развития Российской Федерации данных полномочий, отсутствие возможности реализации своих прав в целях предотвращения либо уменьшения размера материального ущерба. При отсутствии заявок от главного распорядителя бюджетных средств у ответчика отсутствовали правовые основания для увеличения финансирования оплаты услуг связи.
Управление федерального казначейства по Республике Бурятия считает недоказанным истцом факт и размер понесенных расходов. Истцом не доказаны основания, необходимые для возмещения вреда в случае причинения убытков в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.
Настоящий спор является экономическим и подлежит рассмотрению с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год". Надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета.
Кроме того, судом не учтено, что при отсутствии средств в бюджете государство не может рассматриваться как причинитель вреда, удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц, проверка положений Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" не входит в компетенцию арбитражного суда.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, считая обжалуемые судебные акты законными.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для их отмены.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 35961 рубля 93 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральному закону "О ветеранах".
Основанием иска указано неисполнение в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в период с апреля по декабрь 2004 года льгот по оплате услуг связи абонентам, имеющим права на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Слюдянской дистанцией сигнализации и связи.
Правовым основанием требования указаны статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 8, 15, 16, 125, 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своего требования истец представил копии: государственного контракта на возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи от 20.05.2004, заключенного между Министерством труда социального развития Республики Бурятия и ОАО "РЖД", расчеты суммы задолженности, акты сверок задолженности, подписанные должностным лицом - начальником Управления труда и социального развития Кабанского района Республики Бурятия Пермяковым, списки абонентов, имеющих право на льготы, протоколы сверки списков абонентов, тарифы на услуги местной телефонной связи.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия указало на недоказанность истцом причинения убытков действиями ответчика (бездействием при формировании бюджета по планированию и учету расходов).
Министерство финансов в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия указало на неправомерное привлечение Российской Федерации в качестве ответчика по делу, надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Финансирование по соответствующим статьям бюджетной классификации указанных льгот Министерством финансов Российской Федерации произведено в полном объеме на основании бюджетных заявок Министерства труда и социального развития Российской Федерации. При отсутствии заявки на дополнительное финансирование правовых оснований для увеличения финансирования оплаты услуг связи не имеется.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд исходил из того, что истец в спорный период при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставлял льготы ветеранам при оплате услуг связи, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам, вытекает из прямого указания закона.
Признав обоснованными заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции взыскал 35961 рубль 93 копейки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Республики Бурятия, считая их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, 20.05.2004 между Министерством труда и социального развития Республики Бурятия и ОАО "РЖД" заключен государственный контракт N 11 на возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи.
Предметом указанного выше контракта стороны определили возмещение расходов, связанных с предоставлением ОАО "РЖД" льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", из средств федерального бюджета.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в связи с чем Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона в размере 50%.
Следуя предписанию закона, ОАО "РЖД" в 2004 году оказало услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понесло определенные расходы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам в связи с пользованием телефоном, производятся за счет федерального бюджета.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" в 2000 году установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, указано, что финансирование расходов ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "РЖД". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Республики Бурятия об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам, обоснованно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, сумму 35961 рубль 93 копейки.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Бурятия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 5 августа 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 22 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2583/05 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 5 августа 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 22 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2583/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Судьи:
М.Д.РЮМКИНА
Л.М.СОКОЛОВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь