ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 января 2006 г. Дело N А10-5447/05-Ф02-6885/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук - Павельева Д.А. (доверенность от 05.12.2005),
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия - Орлова А.С. (доверенность от 10.01.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук на решение от 1 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-5447/05 (суд первой инстанции: Дружинина О.Н.; суд апелляционной инстанции: Марактаева И.Г., Ботоева В.И., Вишнякова Т.П.),
УСТАНОВИЛ:
Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (научный центр, БНЦ СО РАН) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным и изменении постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (ТУ ФСФБН в Республике Бурятия, административный орган) от 16.06.2005 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 02-2005/41 в части освобождения от административного наказания ввиду малозначительности совершенного правонарушения на прекращение производства по данному делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 1 августа 2005 года в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 сентября 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, БНЦ СО РАН обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что в действиях научного центра отсутствует событие административного правонарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств с подстатьи 240120 "приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений" в связи с тем, что денежные средства с указанной подстатьи были использованы на приобретение предметов, служащих более одного года, а также предметов, которые являются составной частью сложной вещи и могут выполнять свои функции только в составе комплекта.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФСФБН просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считает судебные акты законными и обоснованными.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Республики Бурятия и следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в Республике Бурятия проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности научного центра за период с 01.01.2003 по 31.12.2004.
По результатам ревизии составлен акт от 16.05.2005, в котором зафиксированы факты нецелевого использования денежных средств в сумме 21251 рубля 32 копеек, израсходованные с кода экономической классификации 240120 "приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования" на приобретение: монитора на сумму 4999 рублей по счету N АА-0000165 от 03.03.2004 по платежному поручению N 189 от 04.03.2004; автомагнитолы на сумму 1800 рублей по счету N 86 от 25.04.2004 по платежному поручению N 344 от 28.04.2004; автомагнитолы на сумму 4738 рублей по счету N 114/2 от 21.07.2004 по платежному поручению N 639 от 12.07.2004; картриджей, кабеля и вентилятора на сумму 3539 рублей 17 копеек по счету N 434 от 21.07.2004 по платежному поручению N 694 от 21.07.2004; коммутаторов на сумму 6735 рублей 63 копейки по счету N 313 от 07.09.2004 по платежному поручению N 807 от 09.09.2004; коммутатора на сумму 1205 рублей 42 копейки по счету от 15.09.2004 по платежному поручению N 855 от 22.09.2004; кабели на сумму 34 рубля 10 копеек по счету N 764 от 16.12.2004 по платежному поручению N 1161 от 21.12.2004.
Как следует из акта проверки, приобретение данных предметов должно было быть произведено за счет средств по коду экономической классификации 110350 "прочие расходные материалы и предметы снабжения".
По данным фактам в отношении БНЦ СО РАН составлен протокол от 16.05.2005 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением ТУ ФСФБН в Республике Бурятия от 16.06.2005 N 02-2005/41 производство по делу в отношении научного центра прекращено ввиду малозначительности административного правонарушения и объявлено устное замечание.
БНЦ СО РАН, полагая, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, обратился в суд с заявлением.
Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности факта нецелевого использования учреждением бюджетных средств в сумме 21251 рубля 32 копеек и отсутствия в связи с этим оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Между тем выводы суда сделаны без учета следующего.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В нарушение указанной нормы при рассмотрении дела Арбитражным судом Республики Бурятия не устанавливалось такое обстоятельство, имеющее существенное значение для дела, как соблюдение административным органом срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
БНЦ СО РАН привлечен к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств путем направления их не в соответствии с кодами экономической классификации, самовольного перераспределения расходов по предметным статьям сметы.
Нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений.
Из материалов дела следует, что факты, квалифицируемые административным органом как нецелевое использование бюджетных средств, имели место в период с 01.01.2003 по 01.12.2004, постановление по делу об административном правонарушении принято ТУ ФСФБН в Республике Бурятия 16.06.2005, то есть за пределами срока давности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 6 статьи 24.5 Кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые с неправильным применением норм материального права с принятием нового решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 1 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-5447/05 отменить.
Принять новое решение.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 16.06.2005 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 02-2005/41 о привлечении Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Л.Ю.ПУЩИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 17.01.2006 N А10-5447/05-Ф02-6885/05-С1 Суд признал незаконным постановление службы финансово-бюджетного надзора о прекращении производства по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, так как нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь