ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 18 января 2006 г. Дело N А19-26887/04-52-Ф02-6941/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - представителя Прокопьевой А.В. (доверенность от 30.12.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 26 января 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26887/04-52 (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю., Сорока Т.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АС Медиа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения N 02-773 от 23.07.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области (далее - инспекция) в части начисления 896629 рублей налога на добавленную стоимость, 44248 рублей 54 копеек пеней и 179326 рублей 20 копеек штрафа по данному налогу.
Арбитражный суд в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области ее процессуальным правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
Решением суда от 26 января 2005 года заявление общества удовлетворено частично, признано недействительным решение инспекции в части взыскания 173459 рублей 20 копеек штрафных санкций, 867296 рублей налога на добавленную стоимость, 35219 рублей 27 копеек пеней. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года решение суда изменено, признано незаконным решение инспекции в части взыскания 70849 рублей 68 копеек штрафных санкций, 399322 рублей 71 копейки налога на добавленную стоимость, 7022 рублей 44 копеек пеней. В остальной части заявленных требований отказано.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты в части признания незаконным решения о начислении 399322 рублей 71 копейки налога на добавленную стоимость, 7022 рублей 44 копеек пеней и 70849 рублей 68 копеек штрафа.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на нарушение обществом статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации при применении налоговых вычетов, поскольку один из поставщиков представляет в налоговый орган "нулевую отчетность", по юридическому адресу отсутствует, фактическое его местонахождение неизвестно, а в счетах-фактурах, выставленных другим поставщиком, отсутствует адрес покупателя и указан недостоверный ИНН. Также налоговый орган указывает, что в счета-фактуры, выставленные ООО "Фенстер", исправления внесены с нарушением установленного порядка.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обществу определение о принятии кассационной жалобы к производству с указанием места и времени судебного заседания направлено по последнему известному адресу. Организацией почтовой связи определение было возвращено в связи с выбытием адресата. Поэтому в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество считается извещенным о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав представителя инспекции, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению частично.
Общество частично оспаривает решение N 02-773, принятое инспекцией 23.07.2004 по результатам выездной налоговой проверки. Данным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог, а также ему предложено уплатить доначисленные суммы налогов и соответствующие пени.
Из решения налогового органа следует, что основанием начисления 399322 рублей 71 копейки налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа является неправомерное применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ООО "Тригер" и ООО "Фенстер". При этом инспекция указала, что, по результатам встречной проверки, ООО "Тригер" по юридическому адресу не находится, относится к категории налогоплательщиков, представляющих "нулевую отчетность", зарегистрировано по утерянному паспорту, а выставленные данным обществом счета-фактуры подписаны лицом, не являющимся его руководителем. Также налоговый орган признал, что счета-фактуры, выставленные ООО "Фенстер", не соответствуют требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в них неправильно указан адрес продавца и ИНН покупателя, отсутствует адрес покупателя.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконным решение инспекции в части начисления налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа по эпизодам, связанным с применением налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ООО "Тригер" и ООО "Фенстер", исходил из того, что обществом налоговые вычеты применены в соответствии с положениями статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. По этим же основаниям суд апелляционной инстанции в данной части оставил решение суда без изменения.
Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, либо приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Из пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган при рассмотрении настоящего дела должен был доказать, что документы, представленные обществом в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов, содержат недостоверную информацию о совершении хозяйственных операций с ООО "Тригер", и счета-фактуры, выставленные названным обществом, подписаны неуполномоченным лицом.
Однако доказательства, опровергающие оказание ООО "Тригер" услуг для общества и их оплату последним, налоговый орган не привел в оспариваемом решении и не представил при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях. Также налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие, что Панова А.А., подписавшая счета-фактуры от имени ООО "Тригер", не является его руководителем.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правильно признал, что необоснованным является вывод налогового органа о неправомерности применения обществом вычетов налога, уплаченного названному поставщику, и указал, что статьи 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве условия для применения налоговых вычетов уплату налога, исчисленного по соответствующим операциям, поставщиками товаров (работ, услуг).
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
Арбитражный суд установил, что в счетах-фактурах, выставленных ООО "Фенстер", указан адрес продавца: город Иркутск, улица Детская, 37 - 47, который соответствует его юридическому адресу, предусмотренному учредительными документами, поэтому признал ошибочным вывод инспекции о несоответствии счетов-фактур по этому основанию требованиям к их оформлению.
Вместе с тем в счетах-фактурах, выставленных ООО "Фенстер" и представленных обществом при проведении выездной проверки, отсутствует адрес покупателя и неправильно указан его ИНН.
Налогоплательщик вместе с возражениями на акт выездной налоговой проверки представил счета-фактуры, вновь выставленные ООО "Фенстер", в которых указаны те же дата выписки и порядковый номер.
В соответствии с пунктами 3 и 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил ведения журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Выставление новых счетов-фактур с теми же реквизитами вместо внесения соответствующих исправлений в ранее выставленные счета-фактуры статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации и названными Правилами не предусмотрено.
Таким образом, обществом согласно вышеприведенному порядку не внесены исправления в счета-фактуры, выставленные ООО "Фенстер", а повторно выставленные названным налогоплательщиком счета-фактуры не могут являться основанием для применения налоговых вычетов, поскольку такой порядок выставления счетов-фактур не соответствует закону.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о правомерности применения обществом вычетов налога, уплаченного ООО "Фенстер", основан на неправильном применении норм материального права, поэтому у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения инспекции в части начисления 26795 рублей 71 копейки налога на добавленную стоимость, 5359 рублей 14 копеек штрафа и 581 рубля 46 копеек пеней.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции следует изменить, признав незаконным решение инспекции в части начисления 372527 рублей налога на добавленную стоимость, 65490 рублей 54 копеек штрафа и 6440 рублей 98 копеек пеней по данному налогу.
В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой, апелляционной и кассационной инстанциях следует возложить на общество пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1200 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26887/04-52 изменить.
Признать незаконным решение N 02-773 от 23.07.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области по подпункту 1 "б" пункта 1 в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 65490 рублей 54 копеек, по подпункту 2.1 "в" пункта 2 в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 372527 рублей и 6440 рублей 98 копеек пеней как не соответствующее статьям 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АС Медиа" в доход федерального бюджета 1200 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист на взыскание указанной суммы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 18.01.2006 N А19-26887/04-52-Ф02-6941/05-С1 Суд изменил постановление суда апелляционной инстанции в части признания незаконным решения налогового органа о взыскании НДС, пеней и штрафных санкций, поскольку налогоплательщик неправомерно применил вычеты НДС, так как в счетах-фактурах отсутствует адрес покупателя и указан недостоверный ИНН.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь