Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 08.11.2005 N А33-21841/04-С1-Ф02-5516/05-С2 Суд правомерно взыскал убытки, возникшие в результате перевозки льготных категорий пассажиров, поскольку Российская Федерация ненадлежащим образом исполнила свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 ноября 2005 г. Дело N А33-21841/04-С1-Ф02-5516/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства финансов Российской Федерации - Мальдзигова В.И. (доверенность от 26.01.2005),
открытого акционерного общества "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" - Чернова А.В. (доверенность от 25.02.2005 N 192),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Министерства финансов Российской Федерации на решение от 14 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-21841/04-С1 (суд первой инстанции: Шуваева Е.В.; суд апелляционной инстанции: Гурова Т.С., Сазонцев С.В., Хорошева Н.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания (ОАО "АК") "Красноярские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Красноярскому краю, о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 21249770 рублей.
Определением от 1 октября 2004 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения Красноярского края.
Определением от 25 ноября 2004 года из дела N А33-21841/04-С1 в отдельное производство выделено требование о взыскании убытков, возникших в результате перевозки ОАО "АК "Красноярские авиалинии" льготных категорий пассажиров в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", - дело N А33-31140/04-С1.
Определением от 23 марта 2005 года требования о взыскании 1237805 рублей убытков, возникших в результате перевозки ОАО "АК "Красноярские авиалинии" льготных категорий пассажиров в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделены в отдельное производство - дело N А33-10546/05.
Решением от 14 мая 2005 года (с учетом определения от 3 июня 2005 года) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого в Красноярском крае Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, в пользу ОАО "АК "Красноярские авиалинии" взыскано 16117400 рублей, составляющих убытки, связанные с предоставлением льгот по проезду воздушным транспортом в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции 9 августа 2005 года решение от 14 мая 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Красноярского края, Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Министерства финансов Российской Федерации, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 14 мая 2005 года, постановление от 9 августа 2005 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 125, 124, 404, 406, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает на то, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. После поступления средств на счет 40201 порядок их дальнейшего использования определяют представительные и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации при утверждении и исполнении своих бюджетов.
Российская Федерация не могла исполнить своих обязательств по финансированию спорных расходов, принятию мер к изменению, перемещению ассигнований ранее надлежащего и своевременного обращения за таким возмещением.
Заявитель считает недоказанным состав деликтного правонарушения. Расходы истца не подтверждены надлежащими доказательствами, не предъявлены в установленном порядке и установленном форме. Заявитель указывает на неправомерное заявление истцом и удовлетворение судом суммы иска, исчисленной с учетом НДС, а также с учетом тарифов, включающих стоимость планируемой прибыли авиакомпании.
Удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц, получающих бюджетное финансирование.
ОАО авиакомпания "Красноярские авиалинии" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на кассационную жалобу.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом определений о выделении в отдельное производство заявленных требований), материально-правовым требованием указано требование о возмещении убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по проезду в 2003 году на воздушном транспорте инвалидам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска истец указал неисполнение надлежащим образом Российской Федерацией своей обязанности по компенсации расходов, связанных с льготными перевозками.
В обоснование своих требований истец представил: купоны авиабилетов, акты сверки, реестры предоставления льгот гражданам, счета-фактуры, списки граждан, которым предоставлена льгота, платежные поручения, тарифы авиакомпании, изменение уровней тарифов, порядок установления и корректировки тарифов, утвержденных генеральным директором ОАО "АК "Красноярские авиалинии" 09.09.2002.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на недоказанность состава правонарушения, необходимого для применения ответственности в виде взыскания убытков. Расходы истца не подтверждены надлежащими доказательствами. Прибыль авиакомпании не может включаться в сумму возмещаемых расходов. Ответчик указал на то, что часть суммы заявленных требований не может являться убытками истца, поскольку истец согласился с невозмещением, подписав акт сверки, не принял необходимых и разумных мер к соблюдению надлежащего порядка возмещения.
Суд первой инстанции признал право истца на возмещение расходов по предоставлению льгот при осуществлении перевозок пассажиров воздушным транспортом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии у истца права требовать возмещения расходов, понесенных предоставлением льгот при авиаперевозках инвалидов.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из того, что истцом доказан факт предоставления истцом услуг по перевозке воздушным транспортом лицам, имеющим право на льготное обеспечение на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на сумму 16117400 рублей.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Статьями 31 и 32 указанного Закона установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут ответственность за нарушение прав инвалидов.
Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО "АК "Красноярские авиалинии" убытков.
Арбитражный суд Красноярского края правомерно установил, что Российская Федерация ненадлежащим образом исполнила свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и признал требования ОАО "АК "Красноярские авиалинии" о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.
Довод кассационной жалобы о необоснованном исчислении суммы иска с учетом налога на добавленную стоимость подлежит отклонению.
Получаемая из бюджета компенсация за льготную перевозку участников Великой Отечественной войны не является дотацией на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением налогоплательщиком льгот, предоставленных отдельным категориям потребителей, а является денежными средствами, получаемыми из бюджета в счет увеличения доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), и на этом основании включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Красноярского края правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 14 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-21841/04-С1 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-21841/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь