Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15.11.2005 N А19-13980/05-30-Ф02-5669/05-С1 В связи с необходимостью проверки соответствия счетов-фактур, товарных накладных, товарно-транспортных накладных требованиям законодательства о налогах и сборах дело о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении из бюджета НДС передано на новое рассмотрение.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 ноября 2005 г. Дело N А19-13980/05-30-Ф02-5669/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области - Беловой А.А. (доверенность N 08-02.1/7 от 11.01.2005),
индивидуального предпринимателя Воронцова Д.Г. - Колесникова Е.Б. (доверенность от 31.10.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска на решение от 7 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13980/05-30 (суд первой инстанции: Верзаков Е.И.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Воронцов Дмитрий Геннадьевич (предприниматель) обратился в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска (налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции N 07-1/08-э от 18 марта 2005 года в части отказа в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 342543 рублей.
Решением суда от 7 июля 2005 года в заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя, суд не учел, что представленные предпринимателем в налоговый орган счета-фактуры, товарные накладные и товарно-транспортные накладные содержат изменения, незаверенные в установленном порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Принимая участие в судебном заседании, представитель предпринимателя возразил против ее доводов и просил оставить судебный акт без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об обоснованности кассационной жалобы и необходимости отмены решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 года.
По результатам проверки инспекцией принято решение от N 07-1/08-э от 18 марта 2005 года, в соответствии с которым предпринимателю отказано в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 342543 рублей.
Не согласившись с названным ненормативным актом, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что налогоплательщиком соблюдены условия предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в возмещении названного налога.
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Предприниматель являлся в проверяемый период плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения) входного налога на добавленную стоимость возникает только при соблюдении им трех юридических фактов: наличии счета-фактуры, принятии товара (работ, услуг) на учет и, фактической, оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.
Основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению является счет-фактура, составленный и выставленный в соответствии с порядком, установленным пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как усматривается из содержания решения налоговой инспекции, основанием для отказа предпринимателю в возмещении налога на добавленную стоимость явилось то, что в представленных в налоговый орган счетах-фактурах, товарных накладных и товарно-транспортных накладных содержатся изменения, не заверенные в установленном порядке.
Однако в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данному обстоятельству судом не дана оценка.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Любые изменения относительно представленных первоначально в налоговую инспекцию счетов-фактур должны быть заверены в установленном порядке.
Таким образом, судом необоснованно не принят во внимание довод налоговой инспекции о нарушении предпринимателем пункта 29 названных Правил.
При таких обстоятельствах решение суда вынесено при неполно выясненных обстоятельствах дела и подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении суду с учетом указаний кассационной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств надлежит проверить соответствие счетов-фактур, товарных накладных, товарно-транспортных накладных требованиям законодательства о налогах и сборах, и, исходя из этого, решить дело по существу заявленных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 7 июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13980/05-30 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь