ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 ноября 2005 г. Дело N А19-7064/05-27-Ф02-5665/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ангарску Иркутской области - Колпак О.И. (доверенность N 03-18/15162 от 29.06.2005), Гапонова Д.В. (доверенность N 03-18/18109 от 05.08.2005), Шамсутдиновой Е.В. (доверенность N 03-18/20253 от 13.09.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга на решение от 4 марта 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7064/05-27 (суд первой инстанции: Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ангарску Иркутской области о признании недействительными решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 30.11.2004 N 2176/04 и записи в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2043800541288 от 30.11.2004 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Торговый дом "Албитекс".
В качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Торговый дом "Албитекс".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 мая 2005 года в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Василиеостровскому району г. Санкт-Петербурга обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Арбитражным судом Иркутской области нарушены положения статей 2, 4, 53, пункта 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ангарску Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга доводы последней отклонила, указав на их необоснованность.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе, отзыве на кассационную жалобу.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ангарску Иркутской области, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о признании недействительными решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 30.11.2004 N 2176/04 и записи в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2043800541288 от 30.11.2004 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Торговый дом "Албитекс".
Основанием иска налоговый орган указал на представление ООО "Торговый дом "Албитекс" в регистрирующий орган - Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ангарску Иркутской области недостоверной информации о его месте нахождения.
Принимая во внимание заявленные материально-правовые требования, особенности правового регулирования вопросов, связанных с рассмотрением дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (пункт 1 статьи 198, пунктов 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в предмет судебного исследования арбитражный суд включил следующие вопросы:
- наличие у истца права на обращение в суд с такими требованиями;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого решения и действия (бездействия).
При оценке обстоятельств, указанных в качестве основания иска, полномочий истца Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу об отсутствии Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Василиеостровскому району г. Санкт-Петербурга правовых оснований для обращения с исковыми требованиями о признании недействительными решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 30.11.2004 N 2176/04 и записи в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2043800541288 от 30.11.2004 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Торговый дом "Албитекс".
Арбитражный суд Иркутской области правомерно применил при разрешении спора правовые нормы, регулирующие как вопросы процессуального права (статьи 2, 4, 53, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), так и вопросы регистрации юридических лиц (статьи 17, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения указанной выше правовой нормы применяются в совокупности с положениями статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные органы, в том числе и налоговые органы, могут обращаться в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях установленных федеральным законом. Они вправе оспорить ненормативные акты, решения и действия (бездействие) властных органов и должностных лиц, нарушающие права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N т506 с изменениями от 11.02.2005) Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Право регистрирующего органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании регистрации недействительной настоящим законом не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае неоднократных либо грубых нарушений законов и иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Принимая во внимание положения указанных выше материальных и процессуальных правовых норм, Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не представлены иные правовые основания, в соответствии с которыми в случае предоставления юридическим лицом недостоверных сведений, необходимых для включения в государственные реестры, регистрирующий орган вправе обратиться с заявлением о признании такой регистрации недействительной.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.
В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7064/05-27 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 4 мая 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7064/05-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 16.11.2005 N А19-7064/05-27-Ф02-5665/05-С2 Суд правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа о признании недействительными решения другого налогового органа о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и записи в Едином государственном реестре юридических лиц, так как законом не предусмотрена возможность регистрирующего органа заявлять подобного рода требования.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь