ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 28 ноября 2005 г. Дело N А69-251/05-8-Ф02-5890/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Гуменюк Т.А., Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
Тувинского республиканского Фонда обязательного медицинского страхования - Данзычы К.Г. (доверенность N 1580 от 08.11.2005), Незванкина В.А. (доверенность N 342 от 18 марта 2005 года),
Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Республике Тыва - Педченко В.В. (доверенность от 27.12.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Республике Тыва на решение от 16 мая 2005 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-251/05-8 (суд первой инстанции: Санчат Э.А.),
УСТАНОВИЛ:
Тувинский республиканский Фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации в Республике Тыва (далее - КРУ) о признании недействительным ненормативного акта - представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений от 21.10.2003 N 12-07-27/1206.
Определением суда от 14 октября 2004 года производство по делу прекращено по п. 1 ч. 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением кассационной инстанции от 17 ноября 2004 года определение суда от 14 октября 2004 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 16 мая 2005 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда от 16 мая 2005 года, Контрольно-ревизионное управление обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит его отменить и принять новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, материалами дела подтверждается факт нецелевого использования бюджетных средств.
Расходы Тувинского республиканского Фонда производились в нарушение утвержденных бюджетов и без оправдательных документов, в нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете", что является нецелевым и неправомерным расходованием средств Фонда.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 75596 от 03.11.2005, N 75597 от 07.11.2005), представитель КРУ в судебное заседание не явился, поэтому кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24 ноября 2005 года судом был объявлен перерыв до 10 часов 28 ноября 2005 года.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, КРУ проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Фонда за период с 01.01.2002 по 01.07.2003.
По результатам проверки составлен акт ревизии от 20.10.2003 о нарушениях в расходовании средств Фонда обязательного медицинского страхования на общую сумму 24975000,0 рубля.
На основании выявленных нарушений по результатам проведенной ревизии КРУ в адрес Фонда направлено представление от 21.10.2003 N 12-07-27/1206 для принятия мер по устранению в месячный срок выявленных нарушений.
Считая, что данным представлением нарушаются его права и законные интересы, Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что КРУ не доказало фактов неправомерного расходования, а также использования Фондом не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Между тем выводы суда об отсутствии нецелевого использования указанной суммы являются недостаточно обоснованными, что приводит к несоответствию установленных по делу обстоятельств таким выводам и буквальному содержанию примененных судами норм материального права - статей 10, 13, 38, 143, 147, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты городских фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию (ст. 22 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законам субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" установлено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение 1 месяца после выявления указанных нарушений.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Решение суда является законным, если оно вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть обязательно указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В нарушение требований статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вывод суда о недоказанности КРУ фактов неправомерного расходования, а также использования Фондом не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования сделан без исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Поскольку при разрешении спора судом фактические обстоятельства в полном объеме не исследованы и требуется дополнительное их исследование, а суд кассационной инстанции лишен возможности проверить законность и обоснованность выводов суда, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит с учетом указанного в полном объеме исследовать фактические обстоятельства, с учетом изложенного, правильно применив нормы материального права, вынести решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 мая 2005 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-251/05-8 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Т.А.ГУМЕНЮК
Л.А.КАДНИКОВА
Судебная практика: Восточная Сибирь
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 28.11.2005 N А69-251/05-8-Ф02-5890/05-С1 Дело о признании недействительным ненормативного акта - представления о необходимости устранения выявленных нарушений в расходовании денежных средств Фонда обязательного медицинского страхования направлено на новое рассмотрение, так как вывод суда о целевом использовании спорных денежных средств сделан без исследования и оценки имеющихся доказательств.
Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь