Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 29.11.2005 N А19-7046/05-45-Ф02-5984/05-С1 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа в части отказа в возмещении из бюджета НДС, поскольку в сфере регулирования правоотношений, связанных с подтверждением фактического вывоза в режиме экспорта товаров, к специальным реестрам не предъявляются требования подписания начальником таможенного органа и заверения гербовой печатью.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 ноября 2005 г. Дело N А19-7046/05-45-Ф02-5984/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Бутко Н.В. (доверенность от 03.08.2005 N 791), Розенштейн В.Г. (доверенность от 08.04.2005 N 336),
от ответчика - Дерягина С.С. (доверенность от 27.10.2005 N 03-37), Чупина Е.И. (доверенность от 31.12.2004 N 03-71),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 6 июня 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 5 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7046/05-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТМ Байкал" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 17 февраля 2005 года N 6 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (инспекция), в части отказа в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% и отказа в возмещении из бюджета налога в сумме 4636504 рублей 65 копеек.
Решением от 6 июня 2005 года заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано незаконным в части отказа в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3171042 рублей 72 копеек.
Постановлением апелляционной инстанции от 5 сентября 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на судебные акты по делу, в которой сослалась на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает необоснованными выводы суда о том, что представленные обществом специальные реестры фактически вывезенных товаров являются достаточным подтверждением права на получение возмещения и применение налоговой ставки 0%, поскольку они не соответствуют требованиям письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909. Кроме того, независимо от обязательности указанного письма налогоплательщиком не собраны и не представлены необходимые для подтверждения своего права на применение ставки 0% в общем порядке документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу норм законодательства о налогах и сборах подтверждение правомерности уменьшения исчисленной суммы налога на добавленную стоимость на налоговые вычеты связано с действительностью содержащихся в документах сведений об основаниях применения вычетов, суды при рассмотрении настоящего дела необоснованно не учли доводы инспекции о несоответствии представленных обществом товаросопроводительных документов предъявляемым к их составлению требованиям. Нарушения порядка составления документов дают основания полагать о недостоверности совершенных хозяйственных операций.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты по делу без изменения в связи с их законностью и обоснованностью.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, общество в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 "О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)" в проверяемом периоде являлось традиционным экспортером, для которых согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909 устанавливалось представление одновременно с грузовой таможенной декларацией (ее копией) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, специальных реестров вывезенных в режиме экспорта товаров.
На основе представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за октябрь 2004 года, в которой налогоплательщиком отражена реализация товара, облагаемая по указанной ставке, на сумму 46754250 рублей и заявлена к возмещению сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) в размере 5346873 рублей, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по вопросу подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и права на возмещение налога.
По результатам проверки (в рассматриваемой части) установлено неправомерное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0% в связи с неподтверждением ее обоснованности документами, предусмотренными статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: надлежаще оформленными специальными реестрами фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации. Представленные обществом специальные реестры не отвечают требованиям, содержащимся в письме Министерства по налогам и сборам России от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909 "О представлении в налоговые органы специальных реестров вывезенных товаров в режиме экспорта", поскольку не подписаны начальником пограничного таможенного органа и не заверены оттиском гербовой печати.
Проверкой не подтверждена также обоснованность возмещения сумм налога по причине отсутствия у налогоплательщика документального подтверждения товаросопроводительными документами оприходования товара и действительности перемещения товара от поставщиков обществу.
Инспекцией по результатам рассмотрения материалов проведенной камеральной проверки вынесено решение от 17 февраля 2005 года N 6 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
Указанным решением отказано в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% к реализации в сумме 46754250 рублей и возмещении налога в сумме 5346873 рублей.
Не согласившись с решением инспекции от 17 февраля 2005 года N 6 в части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными его отдельных положений.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела исходили из того, что письмо Министерства по налогам и сборам России от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909 не может устанавливать дополнительные требования к порядку подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, поскольку эти требования в соответствии с компетенцией органов исполнительной власти на издание нормативных правовых актов регламентированы Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета России от 21.07.2003 N 806, и не предусматривают подписание специального реестра начальником таможенного органа, а также заверение гербовой печатью.
В части выводов решения инспекции об отсутствии по некоторым операциям и ненадлежащем оформлении имеющихся товаросопроводительных документов суды руководствовались положениями постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении форм первичной учтенной документации по учету торговых операций", согласно которым для оприходования товара является достаточным наличие товарной накладной по форме ТОРГ-12.
В связи с тем что принятие товара к бухгалтерскому учету правомерно осуществлено обществом на основании товарных накладных, недостатки в оформлении товаросопроводительных документов признаны судами не имеющими правового значения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к рассматриваемым правоотношениям) при реализации товаров в таможенном режиме экспорта для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляется, в том числе грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).
В случаях и порядке, определяемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.
Основания для использования указанного порядка подтверждения определены Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909, распространяющим его на традиционных экспортеров, понятие которых установлено Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 "О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)".
Согласно пункту 13 Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета России от 21.07.2003 N 806, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.08.2003 N 4979, в случае представления для подтверждения факта вывоза товара специального реестра уполномоченное должностное лицо таможенного органа сверяет сведения, указанные в нем, с информацией, имеющейся в таможенном органе, при их соответствии подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати каждый лист реестра.
При несоответствии сведений уполномоченное должностное лицо таможенного органа вправе вносить в реестр исправления, зачеркивая нестираемой линией недействительные сведения, проставляя под каждым исправлением подпись.
Подпись должностного лица должна быть расшифрована (указаны инициалы и фамилия должностного лица) один раз при подписании первого листа реестра.
В письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909 "О представлении в налоговые органы специальных реестров вывезенных товаров в режиме экспорта", согласованном с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, указывается, что специальный реестр вывезенных в режиме экспорта товаров должен быть подписан уполномоченным сотрудником таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Российской Федерации, заверен оттиском его личной номерной печати, а также подписан начальником таможни, в регионе деятельности которой находится пункт пропуска, и заверен гербовой печатью.
В силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
На основании изложенного правового регулирования порядок подтверждения фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, установленный Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, имеет статус нормативного правового акта органа исполнительной власти - приказа, а письмо Министерства по налогам и сборам России от 01.12.2000 N ВГ-6-03/909 является разъяснением, которым не могут устанавливаться права и обязанности таможенных органов и (или) лиц, обращающихся за подтверждением факта вывоза. Кроме того, в соответствии со статьей 403 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление, таможенный контроль, соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также информирование государственных органов по таможенным вопросам находится в компетенции таможенных органов Российской Федерации.
Суд правильно пришел к выводу о том, что нормативными правовыми актами в сфере регулирования правоотношений, связанных с подтверждением фактического вывоза в режиме экспорта товаров, к специальным реестрам не предъявляются требования подписания начальником таможенного органа и заверения гербовой печатью.
Таким образом, представленные обществом специальные реестры, имеющие подписи должностных лиц таможенного органа и оттиски номерных печатей, являются надлежащими документами, необходимыми для подтверждения налогоплательщиком - традиционным экспортером применения налоговой ставки 0% и права на возмещение налога в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты, к которым относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, либо товаров, приобретаемых для перепродажи.
На основании пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в предусмотренных законом случаях.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты.
На основании постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" товарная накладная (форма ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Судами установлено, что принятие обществом товара к бухгалтерскому учету произведено на основании товарных накладных (форма ТОРГ-12) и накладных на отпуск материалов на сторону (форма М-15), утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а.
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм товарно-транспортных накладных, утвержденными постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Согласно пункту 3 статьи 69 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
На основании пункта 5 Правил перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом, утвержденных Департаментом речного транспорта Минтранса России (действовавшего в рассматриваемом периоде), грузополучателю после оплаты причитающихся сумм за перевозку и дополнительных сборов выдается накладная под расписку в дорожной ведомости.
Поскольку согласно правилам совершения бухгалтерских операций товарные накладные (форма ТОРГ-12) и накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15) являются достаточным основанием для оприходования приобретенных товарно-материальных ценностей, и инспекцией не доказан факт фиктивности перемещения товаров от поставщика покупателю, обстоятельство непредставления обществом товарно-транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также имеющиеся недостатки составления транспортных накладных, которыми оформлялась перевозка водным транспортом, не имеют значения для подтверждения права на применение налоговых вычетов.
Доводы решения и кассационной жалобы о неотносимости накладных на буксировку плота или судна к операциям, оформленными счетами-фактурами, по которым определена сумма налоговых вычетов в проверяемом налоговом периоде, являются несостоятельными, поскольку дата счета-фактуры сама по себе не может свидетельствовать о моменте отгрузки в связи с возможным составлением данного документа по истечении 5-дневного срока, установленного пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, с несоблюдением которого законодателем не связывается наступление для покупателя каких-либо последствий при применении налоговых вычетов, и с учетом установленного письмом Министерства по налогам и сборам России от 21 мая 2001 года N ВГ-6-03/404 порядка периодического выставления счетов-фактур поставщиком, осуществляющим долгосрочные непрерывные поставки в адрес одного и того же покупателя.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно признали требования общества об оспаривании решения инспекции в соответствующей части обоснованными.
На основании изложенного судебные акты по делу изменению или отмене не подлежат как вынесенные в соответствии с законом и по полно исследованным обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 6 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 5 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7046/05-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь