ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 ноября 2005 года Дело N А28-6635/2005-204/15
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения Управления федеральной почтовой связи Кировской области (далее - Учреждение) налоговых санкций в общей сумме 109890 рублей 89 копеек.
Решением суда от 20.06.2005 заявленное требование удовлетворено в части взыскания 44412 рублей 31 копейки налоговых санкций. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2005 судебное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в неудовлетворенной части требования и обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 3 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок", не применил подлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 N 121 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций". По мнению Инспекции, затраты Учреждения на формирование специализированных фондов не могут быть учтены в целях налогообложения, поскольку перечень фондов, не утвержден Правительством Российской Федерации. Статья 262 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившая в законную силу с 01.01.2004, исключающая необходимость существования названного перечня, неприменима к отношениям, возникшим в 2002-2003 годах. Неосновательна ссылка суда на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, так как в данном определении речь идет о бездействии законодательных органов, к которым Правительство Российской Федерации не относится. Кроме того, неутверждение указанного перечня являлось выражением позиции последнего по спорному вопросу - расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки не учитываются в целях налогообложения.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.11.2005.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Учреждения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 и установила, в частности, неуплату налога на прибыль за 2002 - 2003 годы в сумме 360120 рублей в результате неправомерного включения Учреждением в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, отчислений в сумме 860223 рублей на научные исследования и опытно-конструкторские разработки во внебюджетный фонд НИОКР Министерства связи России по договору от 04.07.2002.
По результатам проверки составлен акт от 30.12.2004, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 14.02.2005 N 18-38/1265 в том числе о привлечении Учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в сумме 91278 рублей 40 копеек. Этим же решением Учреждению предложено в срок, указанный в требовании от 14.02.2005, уплатить доначисленные суммы налога и штрафа.
Налогоплательщик в срок, указанный в требовании от 14.02.2005, добровольно суммы налоговых санкций не уплатил, поэтому Инспекция обратилась за их взысканием в арбитражный суд.
Арбитражный суд Кировской области, частично удовлетворяя заявленное требование, руководствовался пунктом 1 статьи 252, подпунктом 4 пункта 1 статьи 253, пунктами 1, 3 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок". Суд сделал вывод о том, что отсутствие перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, не может служить основанием для отказа Учреждению в праве в целях налогообложения учитывать в расходах предприятия затраты в размере средств, направленных на формирование специализированных фондов НИОКР.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном в главе 25 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Нормами статьи 253 Кодекса установлено, что к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
В пункте 1 статьи 262 Кодекса расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", признаются для целей налогообложения в пределах 0,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика (пункт 3 статьи 262 Кодекса).
Федеральным законом Российской Федерации от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций.
В соответствии с Порядком образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1156, внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти создаются по согласованию с Министерством науки и технологий Российской Федерации, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Порядок регистрации и учета указанных внебюджетных фондов устанавливается Министерством науки и технологий Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, внебюджетный специальный фонд НИОКР Министерства связи России создан в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1156 и зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по науке и технологиям (постоянное свидетельство от 09.01.1997 N 72). Правомерность создания внебюджетного специального фонда НИОКР Министерства связи России в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством не оспаривается.
При указанных обстоятельствах отсутствие перечня, как правильно указал Арбитражный суд Кировской области, не может служить основанием для отказа Учреждению в праве на включение расходов в размере средств, направленных на формирование специализированных фондов, в целях налогообложения на расходы предприятия.
Таким образом, Учреждение правомерно включило в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, отчисления на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в сумме 860223 рублей во внебюджетный фонд НИОКР Министерства связи России.
Ссылка Инспекции на неправильное применение судом утратившего силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок" не основательна, поскольку, отказывая в удовлетворении требования, суд прежде всего исходил из требований главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае являются основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2005 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-6635/2005-204/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кирову - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 11.11.2005 N А28-6635/2005-204/15 Суммы отчислений в негосударственный внебюджетный фонд научно-исследовательских и конструкторских работ относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион