ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 21 ноября 2005 года Дело N А82-8122/2005-37
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО "ЯЗДА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (далее - Инспекция, налоговый орган) от 04.07.2005 N 8.
Одновременно заявитель просит принять обеспечительные меры в виде запрета налоговому органу совершать действия по бесспорному взысканию денежных средств с расчетного счета Общества на основании указанного решения и требования от 08.07.2005 N 126 в общей сумме 36437908 рублей 14 копеек.
Определением суда от 01.08.2005 заявление удовлетворено.
Инспекция обратилась с ходатайством об отмене обеспечительных мер в части сумм налогов и пеней (23292451 рубля 14 копеек), доначисление которых заявитель не оспаривает.
Определением суда от 10.10.2005 обеспечительные меры в отношении указанной суммы отменены.
Инспекция не согласилась с определением суда от 01.08.2005 о принятии обеспечительных мер в отношении остальных сумм налогов и пеней (13145457 рублей), начисленных по оспариваемому решению налогового органа от 04.07.205 N 8, и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и уточнением к ней.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил часть 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; его выводы о том, что списание спорной суммы налогов и пеней с расчетного счета Общества может причинить последнему значительный ущерб, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами Инспекции не согласились, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в заседание суда не направила.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа проверил законность принятого Арбитражным судом Ярославской области определения в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта (решения) относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом каких-либо исключений в части неприменения обеспечительных мер в отношении оспаривания решений налоговых органов Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно части 2 названной статьи обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию (часть 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ярославской области, рассмотрев заявленное Обществом ходатайство, оценив представленные в его обоснование доказательства (в том числе отражающие финансовое состояние предприятия), пришел к выводу о необходимости принятия обеспечительных мер в виде запрета совершать Инспекции действия, направленные на исполнение оспариваемого решения (требования). Непринятие этих мер, по мнению суда, может привести к возможному причинению ОАО значительного ущерба.
Доказательств, опровергающих данный вывод, а также то, что обеспечительные меры несоразмерны заявленному требованию и их принятие может привести к невозможности исполнения судебного решения (в случае отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований), Инспекция суду не представила.
Доводы налогового органа о том, что бесспорное взыскание налогов и пеней (в порядке статей 45 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации), а именно: законное изъятие части имущества ОАО, вытекающее из его публично-правовой обязанности по уплате налогов, не может рассматриваться как причинение Обществу ущерба, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для применение обеспечительных мер, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщик, полагающий, что его права нарушены ненормативным актом налогового органа, вправе обжаловать его в суд (статья 137).
Из материалов дела следует, что ОАО не согласилось с решением Инспекции от 04.07.2005 N 8 (в части правомерности доначисления 13145457 рублей налогов, пеней) по результатам выездной налоговой проверки и в установленном законом порядке обжаловало его в суд. Таким образом, предметом спора является проверка законности данного решения налогового органа; в случае полного или частичного удовлетворения заявления Общества о признании этого решения недействительным, бесспорное взыскание с него суммы налоговых платежей, начисление которых он оспаривает, может привести к возникновению у него ущерба. Следовательно, применение в такой ситуации обеспечительной меры (до разрешения судебного спора по существу) направлено на защиту имущественных прав налогоплательщика, предотвращения причинения ему значительного ущерба, обеспечения баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, Арбитражный суд Ярославской области не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 01.08.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-8122/2005-37 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 21.11.2005 N А82-8122/2005-37 Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион